Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.12.2012 | Виталий Портников
Как Ющенко
Грузинский президент Михаил Саакашвили всегда был «антитезой» бывшего президента Украины Виктора Ющенко. Пришедшие к власти в результате «цветных революций» политики воспринимались как настоящие антагонисты: решительный, уверенный в себе, нередко авторитарный Саакашвили и вечно отступающий, терпящий поражение за поражением, сомневающийся Ющенко. Однако теперь грузинский президент может ощутить, как работалось его украинскому другу, никогда не располагавшему прочным большинством в парламенте и почти весь срок пребывания у власти имевшему ограниченные полномочия главы «почти» парламентской республики.
Легко быть решительным, когда ты все контролируешь. Но понять, на что на самом деле способен политик, можно только тогда, когда он лишается своих возможностей. За несколько месяцев до окончания своих полномочий Саакашвили практически перестал быть президентом Грузии. На него перестал обращать внимание премьер, ему устраивают обструкцию в Кутаиси – очевидно, не без санкции новой власти, его людей арестовывают, а ему остается только выступать с громкими заявлениями. Если в парламенте хватит голосов для преодоления президентских вето – а такая возможность существует, учитывая количество дезертиров из президентской партии – о Саакашвили можно будет просто забыть. Грузинский президент просто не смог функционировать в ситуации, когда в парламенте и правительстве доминируют его оппоненты – и это при том, что именно глава государства остается до сих пор первой персоной страны, с функциями отнюдь не представительскими.
Саакашвили можно бы вспомнить, как в этой ситуации действовал Виктор Ющенко. Бывший украинский президент был азартным игроком. В борьбе со своей главной конкуренткой Юлией Тимошенко он объединился с Виктором Януковичем, затем в борьбе с Януковичем объединился с Тимошенко, потом вновь стал союзником Януковича – что стало одной из причин поражения Тимошенко на президентских выборах. Да, политическая карьера Ющенко завершена. Но главное – он добился выживания своего клана и многочисленных соратников, до сих пор остающихся частью власти и предпринимательского сообщества.
Боровшиеся с Ющенко Юлия Тимошенко и Юрий Луценко оказались в тюрьме, а вот его бывший секретарь Совбеза Петр Порошенко и глава секретариата Виктор Балога еще недавно были министрами в правительстве Николая Азарова, а сейчас стали депутатами Верховной Рады. Родственники и соратники бывшего президента могут не опасаться уголовного преследования, а сам он остается желанным гостем и консультантом своего преемника. Конечно, можно говорить о беспринципности Ющенко, о его склонности к предательству и конформизму, но если посмотреть на ситуацию не с нравственной, а с прикладной точки зрения – как обычно и смотрят на постсоветском пространстве – то в условиях отсутствия возможностей стать авторитарным правителем Ющенко проявил чудеса выживания.
Может быть, отличие Саакашвили от Ющенко в том, что Грузия – просто больше не часть постсоветского пространства и принципиальность ценится там больше, чем борьба за выживание и участие в распределении финансовых потоков? Но ответить на этот вопрос можно будет только после окончательного ухода в прошлое эпохи третьего президента Грузии. И тогда мы узнаем, перестала ли Грузия быть частью постсоветского мира или этой частью просто не был сам Михаил Саакашвили – в личном качестве.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.