Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

29.01.2013 | Михаил Агаджанян

Многовариантный Ближний Восток

Ближневосточная политика России отмечена значительным скепсисом в оценках российских экспертов. События вокруг Сирии рассматриваются ими с однозначно невыгодных для интересов Москвы позиций, что откладывает свой отпечаток на общую оценку российского курса на Ближнем Востоке.

Россия столкнулась с угрозой потери своего последнего военного объекта в дальнем зарубежье (пункт материально-технического обеспечения ВМФ в сирийском порту Тартус). Подобная перспектива ведёт к соответствующим настроениям в российской экспертной среде.

Между тем, сложная динамика ближневосточных процессов диктует отказ от внешнеполитических стереотипов. Последние дают о себе знать, например, в таких обобщённо условных установках, как «Сирия наш друг» и «Саудовская Аравия наш недруг».

Если в таком упрощённом подходе за основу брать критерий тесных связей России с Сирией и США с Саудовской Аравией по линии военно-технического сотрудничества, то всё становится на свои места. Но можно ли с одними лишь поставками новейших образцов военной техники связывать свои позиции в отношениях с ближневосточными государствами?

Процессы на Ближнем и Среднем Востоке настраивают внешних акторов на многовариантность в их региональных подходах. При этом совсем не обязательно идти на откат в отношениях со своими традиционными партнёрами. Но отношения со старыми союзниками не должны быть ограничителями в развитии связей с потенциально новыми партнёрами.

На Ближнем Востоке формируется влиятельный полюс региональных акторов, находящихся в поиске интеграционных схем сближения. Группа арабских монархий в регионе Персидского залива с переменным успехом стремится создать устойчивый интеграционный блок. В центре такой интеграции, складывающейся вокруг Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), стоит Саудовская Аравия.

На прошедшем недавно в Бахрейне саммите ССАГПЗ (24 – 25 декабря 2012 г.) саудовские представители выступили с призывом в 2013 году объединиться в союз. В качестве одной из важнейших опор такого союза Эр-Рияд видит создание общих систем обороны и внутренней безопасности членов ССАГПЗ.

Преобладающая часть событийной динамики на Ближнем Востоке свидетельствует вопреки налаживанию Москвой и Эр-Риядом ровных отношений, в которых, на самом деле, обе державы с потенциалом интеграционного ядра испытывают взаимный интерес.

Сирия развела Россию и Саудовскую Аравию ещё дальше от и без того неблизкого двустороннего рубежа взаимодействия в ближневосточном регионе и за его пределами.

Отношения Саудовской Аравии и России нельзя было назвать ровными даже после значительного исключения из них элементов конфронтации, которое произошло после сентября 2003 года (официальный визит в Москву наследного принца (ныне короля) Саудовской Аравии Абдаллы бен Абдель-Азиз Аль Сауда) и февраля 2007 года (официальный визит в Саудовскую Аравию президента России Владимира Путина). С указанных двух дат в межгосударственных контактах отношения стран заметно улучшились, но это улучшение было зафиксировано с учётом практически нулевого уровня отношений в 1990-е годы, когда Эр-Рияд был замечен Москвой во враждебной деятельности в южных субъектах Российской Федерации.

Государственные визиты 2003 и 2007 годов сняли с саудовской повестки поддержку чеченских боевиков на российской территории, но они не могли устранить внешнеполитические расхождения между Россией и Саудовской Аравией по широкому кругу ближневосточных проблем. Начиная с завуалированной конкуренции Москвы и Эр-Рияда в рамках нефтяной политики и заканчивая такими важными региональными темами, как политическая стабильность в Ливане и Сирии, невмешательство внешних сил в проблематику зоны Персидского залива.

Саудовскую Аравию и Россию не связывает многомиллиардный товарооборот, страны не реализуют в совместном режиме крупные экономические проекты, потеря которых по политическим мотивам могла бы стать сдерживающим для них фактором. К примеру, товарооборот России с Ираном за 2010 год превышал по своему объёму торгово-экономический оборот России со всеми членами ССАГПЗ вместе взятыми (в этот год товарооборот России с Ираном составил $3,65 млрд., а со странами ССАГПЗ более чем вдвое меньше - всего $1,5 млрд.). В 2010 году российско-саудовский товарооборот выразился в скромные $366,4 млн.

Но даже при таких слабых стартовых позициях в российско-саудовском диалоге есть темы с потенциалом проведения тесных политических консультаций. А это позволит поддерживать ближневосточный курса России в многовариатном режиме. Эр-Рияд и его союзники по ССАГПЗ испытывают «экзистенциальные» опасения с иранского направления. Запад вогнал Иран в угол санционного давления, откуда перспектива выхода Вашингтона и Тегерана на прямые переговоры пока мало реализуема. Китай не демонстрирует готовность занять активную позицию ни по Сирии, ни по «иранской теме». Таким образом, единственным глобальным актором со статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника международного формата переговорной «шестёрки», обладающим потенциалом серьёзного вовлечения на сбалансированной основе, остаётся Россия.

На нынешнем этапе саудиты меньше всего желают низведения Ирана до уровня отчаявшейся региональной державы с наиболее боеспособной в зоне Персидского залива армией, превосходящей своим военным потенциалом всех членов ССАГПЗ вместе взятых. Эр-Рияд настроен на мягкий сценарий сдерживания Ирана, прежде всего, по части предоставления своих нефтяных услуг компенсационного свойства на внешних рынках. Вступать с Ираном в конфронтацию на военно-политических рельсах Саудовская Аравия не готова. Королевство противодействует попыткам США вытолкнуть себя на передовой рубеж возможной военной эскалации в зоне Персидского залива.

Саудиты заинтересованы в политических консультациях с Москвой по широкому кругу ближневосточных проблем, среди которых особое внимание уделяется теме Ирана. Фактически Россия осталась единственной державой, поддерживающей с Ираном ровный диалог и посвящённой в реальные возможности Тегерана по части его ядерной и ракетной программ.

25 марта 2011 года Москву посетил министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал Аль Сауд, который в ходе встречи с президентом России Дмитрием Медведевым передал российскому руководству устное послание короля Абдаллы.

14 ноября 2012 года в рамках второго министерского раунда стратегического диалога Россия – ССАГПЗ в Эр-Рияде состоялись встречи министра иностранных дел Сергея Лаврова с его саудовским коллегой и секретарём совета по национальной безопасности, директором службы общей разведки Бандар бен Султаном (кстати, последний считается архитектором сближения Москвы и Эр-Рияда в 2007 году). По сообщению МИД России, при обсуждении ключевых вопросов развития обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, Лавров и его саудовские собеседники сделали упор на необходимости обеспечения скорейшего урегулирования наиболее острых региональных проблем, включая сирийскую.

Россия важна для Саудовской Аравии не только в качестве посвящённого в нюансы ближневосточной проблематики актора, но и как держава, поддерживающая полезные для Эр-Рияда дипломатические инициативы. Выдвижение мирных инициатив, вовлекающих в один формат урегулирования острых ближневосточных проблем такие страны, как Иран и Саудовская Аравия, является большим исключением на общем фоне текущей региональной эскалации. Здесь можно вспомнить усилия России вокруг реализации Женевских соглашений по Сирии (положения Женевского коммюнике «Группы действий» от 30 июня 2012 г.), поддержка ею выдвинутых со стороны Египта инициатив о создании региональной «четвёрки» (Египет, Иран, Саудовская Аравия, Турция) для содействия усилиям по урегулированию сирийского конфликта.

В ходе визита в Каир 4-5 ноября 2012 года глава внешнеполитического ведомства России заявил об активной поддержке инициативы президента Египта Мухаммеда Мурси по формированию региональной «четвёрки» для содействия усилиям в сирийском урегулировании. По словам Лаврова, данная инициатива исправляет немаловажное упущение, сделанное при созыве Женевской встречи 30 июня 2012 года, куда не были приглашены Саудовская Аравия и Иран.

Свою позицию о необходимости подключения Саудовской Аравии и Ирана к урегулированию в Сирии на платформе Женевского коммюнике «Группы действий» российское внешнеполитическое руководство подтвердило 29 декабря 2012 года, когда Москву с рабочим визитом посетил спецпредставитель ООН и ЛАГ Лахдар Брахими.

Михаил Агаджанян – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net