Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.01.2013 | Валерий Выжутович
Неразвязанный узел
Смена первого лица в руководстве Дагестана произошла столь же неожиданно, сколь и ожидаемо. Неожиданно - потому что никто, включая Магомедсалама Магомедова, досрочно покинувшего президентский пост, и Рамазана Абдулатипова, назначенного временно исполняющим обязанности главы республики, не знал, что это случится именно сейчас. А ожидаемо - потому что количество накопленных Дагестаном проблем давно достигло критической массы. Поставленные на конвейер убийства министров, представителей правоохранительных органов, депутатов. Межклановая борьба за власть. Тотальная коррупция, о которой в полный голос говорят не только рядовые жители, но и официальные лица. Социальное расслоение с полюсами беспредельного богатства и беспредельной же нищеты.
Это копилось много лет. В таком состоянии принимал республику у Магомедали Магомедова его сменщик Муху Алиев. Такое наследство досталось затем Магомедсаламу Магомедову. И такое же получает теперь Рамазан Абдулатипов. При этом и новый руководитель республики с приставкой «врио», и Москва одинаково понимают, что на резкие перемены к лучшему рассчитывать не приходится.
Дагестанский пейзаж безотраден. Вот, например, официально удостоверенный факт: все должности в Дагестане продаются и покупаются. Цены колеблются в зависимости от конъюнктуры, но такса, в принципе, известна. Приобретатель руководящего кресла должен не только окупить затраты, но и получить максимум прибыли. Кроме того, он обязан устроить на доходные места членов своего клана. Здесь не бизнес скидывается на покупку должности для своего человека, как это практикуется за пределами Северного Кавказа, а клан. Коррупция в Дагестане имеет кланово-этнический характер. Только этим, пожалуй, и отличается от общероссийского стандарта.
Финансовую подоплеку (помимо клановой) имеют и ставшие в Дагестане обыденным делом убийства представителей власти. Местные наблюдатели обнаруживают связь между очередной порцией федеральных дотаций, трансфертов, кредитов и покушениями на должностных лиц. Сегодня республика дотируется на 72,8 процента. В 2013 году дотации Дагестана из федерального бюджета составят около 47 млрд рублей. Убийства министров, представляющих влиятельные кланы и связанные с ними криминальные группировки, - это кровавый распил бюджетных денег.
Очевидна и еще одна связь - между массовой бедностью и уводом экономики в тень. Теневой сектор Дагестана достиг 44 процентов. По оценкам Счетной палаты, скрытый налоговый потенциал республики - около 6 миллиардов рублей. Но собирать все налоги дагестанской элите нет никакого резона. Чем больше налоговых сборов, тем меньше поступлений из центра.
Довершает картину системного кризиса растущая безработица. По оценке независимых экспертов, она - самая высокая в стране и достигает 35-40 процентов.
Враз изменить дагестанскую реальность не удастся. И едва ли Рамазан Абдулатипов станет форсировать перемены. Для него сейчас главное - сохранить межклановый консенсус, сколь бы зыбким он ни был, не допустить политического дисбаланса, грозящего превратить Дагестан в сплошную горячую точку. Маневрировать между группами влияния, примирять интересы одного клана с интересами другого, и все это вместе увязывать с интересами власти - удел любого здешнего правителя.
Понятно, что в руководстве республики появятся новые лица. Поскольку даргинца на высшем посту сменил аварец, то в результате этой рокировки неминуемо изменится национальный состав всей дагестанской власти. Квотирование серьезных должностей сообразно количеству проживающих в республике аварцев, даргинцев, кумыков - этот не установленный никакими законами, но свято соблюдаемый порядок здесь утвердился с советских времен, покушение на него воспринимается едва ли не как отступление от канонов Корана. Если в течение такого-то срока республику возглавлял аварец, то ровно столько же дней правления теперь должно быть отмерено даргинцу. При президенте-даргинце премьером назначается аварец, а глава парламента в таком случае - кумык. Тем самым якобы обеспечивается справедливость. Не назначить лезгина большим начальником - обидеть всех лезгин. Не наделить портфелем лакца - плюнуть в душу всем лакцам. В такой трактовке кадровых решений - густой налет демагогии. Жителям горных аулов, добывающим себе на пропитание огородами и батрачеством у богатых людей, а не откатами, не взятками и не воровством, глубоко безразлично, сколько аварцев (даргинцев, лезгин) входит в состав кабинета министров и каково представительство кумыков (агулов, цахуров) в парламенте, МВД, прокуратуре.
Межклановый дележ важных постов приведет в Дагестане к власти новых людей. Реакцией на этот дележ будет сформирована и новая оппозиция. Рамазан Абдулатипов, разумеется, скажет, что не делит дагестанцев на аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин и что подбирать людей в свою команду будет исключительно по их профессиональным качествам. С таких заверений начинали все пришедшие к власти дагестанские лидеры. Но, что там ни говори, этнический расклад играет серьезную роль в политической жизни республики.
Врио главы республики вряд ли станет избранным президентом. Принятые недавно поправки к законодательству позволяют регионам отказываться от прямых выборов. Обосновывая необходимость такого порядка, Владимир Путин ссылался именно на Дагестан.
Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.