Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

05.02.2013 | Михаил Агаджанян

Взлёты и падения нефтяного экспорта Ирана

Поступившие в самом конце января текущего года сообщения о достижении нефтяным экспортом Ирана максимума за последние 6 месяцев стали неожиданными.

Правда, точкой отсчёта этого максимума стал период с 1 июля 2012 года, когда в силу вступили санкции ЕС по запрету импорта иранской нефти членами Объединённой Европы. Но и увеличение объёмов поставок иранской нефти на внешние рынки с этого нижнего уровня ведения статистического учёта не может не оцениваться в позитивных для Тегерана тонах.

Казалось бы санкции против Ирана всё больше принимают тотальный характер, обращённый своим острием именно на экспортно ориентированный нефтегазовый сектор экономики Исламской республики. Широкий санкционный охват нефтяной отрасли заподозренной в намерениях создать ядерный боезаряд страны все последние месяцы фиксировал признаки результативной отдачи.

Позитивной для Ирана информации от конца прошлого месяца предшествовали признания самого Тегерана в том, что санкции начинают приносить ему всё больший экономический вред. Экспорт нефти из Ирана упал за последние 9 месяцев на 40%. Об этом, со ссылкой на иранские источники, в первой декаде предыдущего месяца сообщили мировые информационные агентства.

Но затем стало известно, чтo Ирану удалось выровнить показатели своего нефтеэкспорта благодаря двум факторам – повышенный спрос из Китая и помощь со стороны стран ОПЕК в увеличении танкерного флота.

Первый фактор в целом вполне понятен и укладывается в логику как климатических условий текущего периода, так и в русло тенденции на усиление экономических связей между глобальными игроками.

В декабре 2012 года экспорт иранской нефти в Китай вырос на 39% (в сравнении с предыдущим месяцем). Пекин приобретал в последний месяц прошлого года 593,4 тыс. баррелей в сутки, что стало самым высоким уровнем ежедневного иранского импорта в Китай в 2012 году. Китай является одним из крупнейших покупателей «чёрного золота» из региона Персидского залива и крупнейшим иностранным держателем гособлигаций США. Налицо некая замкнутая цепь связей на глобальном уровне, которая заставляет главных инициаторов санкций против Ирана действовать более осторожно.

Ослабление экономики значительно зависящего от импорта нефти на свой рынок Китая косвенно бьёт по возможностям Поднебесной оставаться терпеливым обладателем казначейских бумаг США, крупнейшим иностранным кредитором глобальной державы. Цифры такого обладания весьма внушительны – на уровне более $1 трлн.

Если к этому прибавить факт нахождения ещё одного нетто-импортёра нефти на мировых рынках – Японии – на второй после Китая строке крупнейших держателей долгосрочных ценных бумаг США (также выше отметки в $1 трлн.), то ситуация для последних принимает ещё более озадачивающий характер. Тут Вашингтону главное не навредить себе, особенно на фоне подвешенной внутренней проблемы с «фискальным обрывом».

В отношении же второго фактора, указываемого аналитиками в качестве амортизационной «подушки» для нефтяного сектора Ирана, пока нет даже относительной ясности. Каким образом страны ОПЕК, где главную скрипку играют арабские монархии Персидского залива во главе с Саудовской Аравии, могли протянуть коллективную руку помощи Ирану, да ещё в вопросе обеспечения его танкерным флотом, пока сложно понять в рамках логики региональных развитий.

Транспортная составляющая выхода Ирана на мировой нефтяной рынок также оказалась в эпицентре санкционного давления Запада. В начале августа прошлого года Вашингтон ввёл запрет на продажу Тегерану новых нефтеналивных танкеров и поставку ему судостроительных технологий и оборудования.

Примеру США в середине октября 2012 года последовал ЕС. Новым пакетом санкций от 15 октября 2012 года Брюссель расширил список оборудования и компонентов для нефтегазовой и нефтехимической промышленности, запрещённых к экспорту в Иран. Был наложен запрет на экспорт в Иран технологий и оборудования для судостроения, странам ЕС запрещено участвовать в строительстве новых нефтяных танкеров для Ирана. Серьёзным ограничителем для нефтяного экспорта Тегерана является также запрет европейским компаниям страховать танкеры с иранским «чёрным золотом».

Иран не сидит сложа руки и пытается найти способы обхода санкций Запада. При этом, Тегерану важно выйти на такие схемы продолжения сотрудничества со своими главными партнёрами по нефтяным контрактам, которые бы не создали для них непреодолимых барьеров в отношениях с США и ЕС.

Китай и Индия фиксируют разнонаправленную динамику в объёмах закупок иранской нефти, но они остаются в числе тех стран в списке Соединённых Штатов, для которых последние периодически продлевают мораторий на введение санкций уже против них самих. Китай, Индия, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Турция, Шри-Ланка, ЮАР – импортёры иранской нефти, подпадающие под специальный мораторий США на принятие санкций к странам, продолжающим использовать доллары при нефтяной торговле с Ираном.

Вывод своего танкерного флота из-под действия санкций Запада даётся Тегерану нелегко, с выдвижением нестандартных, «креативных» идей. Стремясь обойти санкции, Иран переименовывает и меняет место регистрации танкеров. Флaги Мальты и Кипра на иранских танкерах изменены на государственные символы, например, Танзании и Тувалу.

Но как при этом Ирану удаётся добиться ещё и расположения, не говоря уже о поддержке, со стороны главных «заводил» в ОПЕК, сложно представить.

Это едва осуществимо особенно с учётом обострившейся в последнее время ситуации вокруг Сирии.

ВВС Израиля нанесли удары по целям на сирийской территории, и одной из мишеней стала колонна автотранспорта вблизи к сирийско-ливанской границе.

За несколько дней до проведения скоротечной, но весьма резонансной операции Израиля в воздушном пространстве Сирии, иранская сторона выступила с недвусмыленными предупреждениями.

Внешнеполитический советник высшего руководителя и духовного лидера Ирана Али Акбар Велаяти, упомянув Сирию в качестве центрального компонента «фронта сопротивления» в регионе, заявил, что удары по Сирии будут расценены Тегераном как удары по Ирану.

В дополнение к указанному, следует отметить и факт активизировавшихся в последние дни обвинений Западом Ирана в перемещении продукции военного назначения на Ближнем и Среднем Востоке. Из региона идут сводки о перехвате иранских грузов в виде переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) и другой оружейной продукции, адресатом которой чаще всего указывается шиитское движение «Хизбалла» в Ливане.

29 января из Вашингтона указали на перехват иранского оружия, предположительно предназначавшегося шиитам в Йемене. У берегов этой страны было обнаружено судно с военным грузом, на котором, по заявлениям вашингтонских источников, значилась иранская маркировка.

Всё это играет в пользу предположения особой настороженности арабских монархий Персидского залива, членов ОПЕК, к региональной активности Ирана. И пока мало стыкуется с версиями об оказываемой ими Ирану поддержки в отдельных вопросах. Тем более, если такая гипотетическая поддержка вторгается в зону чувствительного санкционного интереса США и ЕС.

Однако, ситуация вокруг Ирана, санкционной политики Запада против него, ограничений нефтяного экспорта и танкерного флота Исламской республики не кажется непоправимо удручающей. США, несомненно, давят на Иран. Но это давление время от времени «разбавляется» поблажками для крупнейших импортёров иранской нефти и заявлениями о сохранении в силе намерений Вашингтона вступить с Тегераном в прямые переговоры.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net