Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.02.2013 | Виталий Портников
Газовый шляхтич
Буквально через несколько дней после смерти российского «газового короля» Рема Вяхирева в Варшаве простились с его главным польским партнером – миллиардером и главой компании Bartimpex Александром Гудзоватым. Гудзоватый в 90-е годы считался одним из самых влиятельных бизнесменов страны, активно участвовавшим в решении энергетических проблем и политической жизни. Он фактически монополизировал поставки российского газа в Польшу, общался с руководителями страны и принимал на работу бывших министров.
Сейчас уже трудно понять, какими были причины этого успеха и зачем для поставок российского газа понадобилась посредническая фирма. Но в 90-е и России, и Польше было не до выяснения тонких материй: одному государству нечем было платить за сырье, другое нуждалось хотя бы в какой-то схеме оплаты. Именно в это время на сцене и появляется компания Гудзоватого: будущий миллиардер оказался главным участником посреднической схемы, затем с успехом применявшейся и на постсоветском пространстве. Польша стала платить за газ товарами, а Гудзоватый – подсчитывать прибыль. Понятно, что без особых отношений с российскими «газовыми генералами» здесь не обошлось, поэтому Гудзоватого в Польше всегда подозревали в симпатиях к России и готовности содействовать левым силам. Гудзоватый действительно был для левых своим, хотя вложил немалые деньги в предвыборную кампанию первого президента демократической Польши Леха Валенсы в 1995 году, по сути, став ее главным спонсором. Отношения с посткоммунистическим лагерем, как это ни странно, сложились у Гудзоватого уже после поражения Валенсы – так что, если бы польская история сложилась бы иначе, газотрейдер мог бы и не восприниматься как один из главных друзей левых сил. И, тем не менее, закат его бизнеса был связан не столько с поражением левых и возвращению к власти правительства «Солидарности», сколько с избранием нового президента России и сменой руководства «Газпрома». Владимир Путин был заинтересован в отказе от прежних корпоративных схем не меньше, а то и больше, чем польские власти. «Газпром» разорвал контракт с фирмой миллиардера и Гудзоватый даже судился с недавними благодетелями, выиграв у них 35 миллионов долларов, в его ситуации, конечно же, скорее моральную компенсацию. В Москве это запомнили: лично Путин потребовал проверить на наличие коррупционной составляющей сделки, согласно которой Гудзоватый оказался одним из владельцев газопровода Ямал-Европа.
Но к этому времени влияние Гудзоватого было подорвано и в Польше: это произошло после того, как в СМИ появилась запись разговора во время частного обеда экс-премьера Польши Юзефа Олексы и Гудзоватого. Олекса не стеснялся в характеристиках товарищей по левому лагерю. В ходе скандала выяснилось, что Гудзоватый вообще записывал своих гостей, хотя сам он утверждал, что охрана делала записи без его ведома. Как бы то ни было, а польские политики стали сторониться эксцентричного миллиардера. Гудзоватому остались воспоминания, филантропия и рейтинги влиятельности и богатства, в которых он с каждым годом опускался все ниже, впрочем, оставаясь одним из самых богатых людей Польши. Но уже не одним из самых влиятельных. Показательно, что даже в зените этого влияния «олигархом» Гудзоватого называли разве что в российских СМИ – польская экономика просто не предполагала «олигархов» и главу Bartimpex воспринимали на родине просто как очень удачливого бизнесмена с не совсем понятными связями в Москве, но отнюдь не как человека, диктующего политикам повестку дня.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.