Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

18.02.2013 | Михаил Агаджанян

Афганский исход: 25 лет спустя

В эти дни на постсоветском пространстве вспомнили дату 15 февраля 1989 года. Почти четверть века назад был официально завершён вывод советских войск из Афганистана. 40-я армия ВС СССР покинула Афганистан двумя наземными маршрутами – на туркменскую Кушку (ныне Серхетабат) и узбекский Термез.

Последнее направление не потеряло своей значимости и в наши дни, применительно к задачам коалиционных сил вывести войска из Афганистана с наименьшими людскими потерями и экономическими затратами.

В то время как США, обладающие крупнейшим по численности и наличию грузов контингентом, продолжают проработку вопроса наиболее оптимальных каналов выхода из Афганистана, другие евроатлантисты, похоже, нашли окончательные решения. Великобритания намерена задействовать в качестве основного маршрута вывода своей небоевой техники участок «афганский Хайратон – узбекский Термез». Открытое на этом маршруте к концу 2011 года железнодорожное сообщение, соединяющее указанный афгано-узбекский участок с Мазари-Шарифом, оказалось кстати для отходного маневра британских войск.

На днях узбекские источники напомнили о заключении Лондоном и Ташкентом отдельных транзитных соглашений, которые предусматривают вывоз небоевой техники (в том числе и бронированных машин) по железной дороге и оборудования (включая военное снаряжение и амуницию), а также военный персонал - по воздуху. По всей видимости, свою боевую технику британцы всё же склонны перебросить через пакистанский маршрут.

Лондон выбрал узбекское направление для отвода части техники. Видно, чашу весов в пользу центральноазиатской дороги перевесил банальный фактор экономии средств. Хотя пакистанский маршрут считается на порядок более экономичным в сравнении с направлениями Северной сети поставок/отхода, но британцы нашли интересные варианты экономии государственных средств. И лишний раз продемонстрировали своё политико-экономическое кредо – диверсификация никогда не бывает лишней.

За транзит по территории Узбекистана британцы будут расплачиваться с задействованием «бартерных» схем. В обмен на проход грузов через центральноазиатскую республику Лондон оставит ей часть перемещаемой техники. Об этом на днях сообщили СМИ Соединённого Королевства со ссылкой на руководство британского военного ведомства. Номенклатура предназначенной к оплате за транзит военной техники не разглашается. На нынешнем этапе доступны только предположения британской прессы, выдвинувшей версию о бронированных автомобилях: в обмен на транзит военного имущества Лондон предоставит Ташкенту автомобильную технику и запчасти к ней на общую сумму в 450 тыс. фунтов стерлингов.

Покроет ли все транзитные платежи британцев через узбекскую территорию данная сумма - сказать сложно. В настоящий момент контингент ВС Её Величества имеет на территории Афганистана около 6500 контейнеров груза. Если предположить, что бóльшая часть из них будет вывезена с задействованием всё же пакистанского маршрута, то грузопоток через узбекское транзитное направление не перестаёт выглядить внушительно. Есть данные о завозе Великобританией в Афганистан за последние 11 лет около 2600 единиц техники. И всё это надо вывозить в обратном направлении, попутно оставляя часть техники в распоряжение властей страны, предоставляющей коридор для транзита.

В то время как, например, Франция уже вывела свои боевые части из Афганистана, оставив там контингент в 1500 чел. (к лету этого года их число будет сокращено до 500), британцам ещё только предстоит «исход» из Афганистана. В соответствии с планами британского правительства, вывод воинского контингента будет осуществляться в два этапа - в 2013 и 2014 годы. На конец 2012 года в Афганистане находилось 9000 военнослужащих Соединённого Королевства, к концу 2013 года останется 5200. Таким образом, британское правительство поставило цель до конца текущего года вывести из Афганистана 3800 своих военнослужащих.

Западные медиа сопроводили публикации о готовящейся «бартерной» схеме расчёта Лондона с Ташкентом информацией об окрытости узбекской стороны к рассмотрению схожих предложений и от других стран коалиции. 31 января «The New York Times» сообщила, что Узбекистан обратился с предложением и к другим странам НАТО оставить ему военное имущество в обмен на транзит по железной дороге. «В списке предпочтений значились бронированные машины, миноискатели, вертолёты, навигационное оборудование и приборы ночного видения», - уточнила газета (публикация «As NATO Prepares for Afghan Withdrawal, Uzbekistan Seeks War’s Leftovers»).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза