Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.02.2013 | Александр Голубов
Бескомпромиссный Тунис
С отставкой премьер-министра Туниса Хамади Джебали политический кризис в стране достиг новых высот. Формальной причиной демарша Джебали стало несогласие его коллег по Партии возрождения поддержать идею формирования технократического правительства, которое бы состояло из экспертов, не имеющих отношения к политической борьбе. Уйти в отставку, в случае если его инициатива не найдет поддержки, премьер пообещал еще в субботу, фактически прибегнув к открытому шантажу своих однопартийцев. Однако потерпев поражение, Джебали был вынужден выполнить свое обещание, о чем и сообщил во вторник после встречи с президентом Монсефом Марзуки.
Идея кабинета технократов пришла премьеру в голову неслучайно. Поводом для того, чтобы выдвинуть такую инициативу, стало убийство одного из самых известных оппозиционеров и руководителей «Народного фронта Туниса» Чокри Белаида. Брат убитого обвинил в организации нападения правящую партию, а смерть политика стала поводом для многотысячных демонстраций по всей стране. Белаид был одним из самых острых критиков исламистской Партии возрождения, генеральным секретарем которой является Джебали. И именно желание исламистов узурпировать власть, теперь и с помощью прямого устранения своих политических конкурентов, и является главным поводом выйти на улицу для светски настроенных тунисцев. Правда, забывать о разочаровании удручающим экономическим положением страны также не стоит – надежды относительно улучшения уровня жизни после смены старого клептократического режима себя не оправдали.
Действия Джебали в сложившейся ситуации были целиком оправданными его предложение назначить технократов на ключевые министерские посты, включая министерство внутренних дел, могло хотя бы частично унять опасения тунисцев относительно планов Партии возрождения потуже закрутить гайки. Таким образом, можно было бы сохранить за правящей партией власть, снизив напряжение, которое сейчас царит в обществе. Однако более радикально настроенные коллеги Джебали решили заблокировать инициативу премьера, ссылаясь на святость результатов голосования – именно политикам тунисцы доверили править страной, и поэтому стоит подчиниться воле народа.
Несмотря на то, что представители самой Партии возрождения говорят, что никаких конфликтов среди ее членов на данный момент нет, уже никто не сомневается – в организации наметился глубокий раскол. Более умеренный в своих взглядах Джебали фактически выставил своим радикальным коллегам ультиматум, призвав их прислушаться к недовольству части тунисского общества. Выбирая между конфликтом с однопартийцами и углублением раскола самого Туниса, премьер выбрал первое. К сожалению, его поступок не был по достоинству оценен коллегами – они согласились с уходом Джебали со своего поста и неизбежным после этого политическим кризисом и обострением противостояния со светски настроенной оппозицией.
Таким образом, Тунис из примера для других стран, прошедших через волнения Арабской весны, превратился в типичный случай политического хаоса, который сопровождает устранение авторитарных вождей в этих государствах. Главная ось противостояния проходит между радикальными исламистами, стремящимися выстроить общество, подчиняющееся законам шариата, и разрозненными светскими силами, которые сопротивляются наступлению религиозных фанатиков изо всех сил, однако не способны предложить не привыкшему жить свободно обществу простую и понятную альтернативу. В этом нет ничего странного – люди, прожившее десятки лет в рамках авторитарного порядка, вынуждены фактически заново учиться искать компромисс друг с другом, а из всех решений даже самых сложных проблем предпочитают выбирать самые простые. И отставка Джебали показывает, что странам Арабской весны еще долго придется учиться искать действенные, а не простые способы решения трудностей и конфликтов.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.