Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.02.2013 | Александр Голубов
Турецкое окно в Европу
Одной из самых важных тем визита Ангелы Меркель в Турцию, который начался в минувшее воскресенье, был вопрос европейской интеграции, уже давно застопорившейся для Анкары. Сдвинуть процесс с мертвой точки не оставляет надежды турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган. Он лично попросил Меркель поспособствовать в процессе переговоров, несмотря на весь скепсис последней относительно возможности Турции стать членом Евросоюза в ближайшем времени. И хотя такие просьбы могут показаться, на первый взгляд, немного наивными, на пользу Анкаре сейчас играет целый ряд факторов, которыми Эрдогану будет просто грех не воспользоваться. Именно поэтому «личная просьба» турецкого премьера может означать, на самом деле, нечто большее, чем просто просьбу.
Прежде всего, Ангела Меркель является сейчас крайне удобным объектом для политического давления со стороны Анкары. Накануне грядущих выборов в Бундестаг голоса немцев турецкого происхождения – весьма многочисленной группы избирателей в Германии – будут крайне важны. Успехи немецкого канцлера в области сближения Турции с Евросоюзом могут повлиять и на выбор турецкой диаспоры. То, какое мнение о своем сотрудничестве с Меркель Эрдоган будет озвучивать перед этими выборами, может оказаться действенным рычагом давления на канцлера одной из ключевых стран Европейского союза. И хотя голоса турецких немцев в пользу христианских демократов – это явление достаточно редкое, падение рейтингов ХДС по всей стране могут заставить с пиететом относиться даже к столь скромному ресурсу. Поэтому Эрдоган вполне может попробовать воспользоваться ситуацией, чтобы заручиться поддержкой канцлера по ряду спорных вопросов.
Правда, кроме быстропроходящего электорального фактора, есть еще намного более важный момент – экономический. Стабильно растущая турецкая экономика – около 5,2% ежегодно в период с 2002 по 2011 годы – может оказать немалую услугу Европейскому союзу, финансы которого находятся почти в летаргическом состоянии. На данный момент, объем торговли между Турцией и ЕС составляет около 40 миллиардов долларов, и увеличение этой цифры могло бы помочь оживить европейский экономический организм. Поэтому даже в среде консерваторов постепенно начинает меняться мнение на счет того, насколько удачным партнером для интеграции является Турция. Так, недавнее заявление Гюнтера Эттингера, члена ХДС и нынешнего еврокомиссара по энергетике, относительно возможности утратить столь перспективного партнера не на шутку взволновали его коллег по консервативному лагерю. Услышать от представителя христианских демократов о том, что европейцы будут вынуждены на коленях умолять Анкару присоединиться к ЕС, если продолжат терять время, – еще недавно такое казалось абсолютной фантастикой.
Однако целый ряд факторов пока не позволяет рассчитывать на скорый прогресс. Даже если ряд уступок и будет достигнут, европейским политикам будет сложно спокойно принять необходимость превращения Турции в полноценного члена ЕС. Как минимум, камнем преткновения остаются положение дел с правами человека и неурегулированный вопрос разделенного на две части Кипра. К тому же, вопрос интеграции мусульманской страны в Европейский союз может понравиться далеко не всем избирателям – политики вряд ли готовы рисковать потерей значительной части своего электората. С политической точки зрения, той же Меркель выгодно сохранять равновесие неопределенности, давая надежду сторонникам интеграции и не раздражая ее противников. У немецкого канцлера даже есть для этого специальное словосочетание – «привилегированное партнерство», звучавшее мантрой на переговорах с Эрдоганом в этот понедельник.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе дела Анкары на фронте европейской интеграции выглядят оптимистично. Голоса сторонников предоставления Турции возможности стать членом ЕС становятся все громче. Небольшой прогресс в позиции Франции достигнут после прихода к власти Олланда, а министр иностранных дел Германии Гидо Вестревелле готов конфликтовать с Меркель, требуя ускорения темпов переговорного процесса по этому вопросу. Но если Европа становится все благосклонней, то в самой Турции евроинтеграционная идея фикс потихоньку угасает. Промедление Европы и вправду может привести к тому, что пророчество Эттингера сбудется, и уже европейцам придется уговаривать Анкару «дружить крепче». Но пока эти стремления остаются актуальными, Эрдоган вполне может воспользоваться возможностью воплотить мечту своих предшественников на посту премьера – прорубить для своего народа даже не окно, а полноценную дверь в Европу, или, по меньшей мере, подготовить все, чтобы это случилось уже вскоре.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.