Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.03.2013 | Михаил Агаджанян
Коррекция четвёртой фазы ПРО или лимиты «гибкости» Обамы
Озвученные главой Пентагона в минувшую пятницу заявления в отношении Европейской ПРО были восприняты в первые часы как уступка Соединённых Штатов России.
Многим показалось, что военнополитическое руководство США, возвестив о своих планах свернуть четвёртую и последнюю фазу в так называемом поэтапном адаптивном плане создания системы ПРО в Европе, пошло навстречу пожеланиям Москвы и сняло одну из самых сложных проблем американо-российских отношений последних лет.
На самом деле подробное ознакомление с заявлениями министра обороны Чарльза Хейгела от 15 марта и последующими комментариями официальных представителей США показало завышенность данных ожиданий.
Суть заявлений Хейгела сводится к нескольким тезисам, в своей совокупности указывающим не на качественный пересмотр, а на корректировку поэтапного адаптивного плана. Его последняя фаза подверглась «реструктуризации», выражаясь терминологией Хейгела, причина которой весьма прозаична в свете нынешних сокращений военного бюджета США. Американцы намерены скорректировать финальную фазу плана ЕвроПРО, перенаправив средства на укрепление противоракетной защиты на собственной территории, вместо размещения в Польше и Румынии находящихся в стадии разработки противаракет типа SM-3 Block IIB.
К 2020 году в рамках четвёртой фазы плана было намечено установить на наземных противоракетных комплексах «Aegis Ashore» в Польше и Румынии ещё более эффективную в отношении селекции баллистических целей и маневрирования на конечном участке траектории противоракету SM-3 Block IIB.
Вместо размещения этих элементов в Восточной Европе, США усилят свою базу на Аляске дополнительными 14 ракетами-перехватчиками наземного шахтного базирования.
Угроза ракетного нападения со стороны Северной Кореи представляется США более актуальной, чем гипотические опасности с иранского направления к 2020 году, к которому планировалось завершить реализацию четвёртой фазы плана ЕвроПРО.
Второй мерой в укреплении системы сдерживания северокорейской ракетной угрозы Хейгел назвал планируемое размещение в Японии допонительного радара раннего предупреждения TPY-2.
Вашингтон пошёл на коррекцию своих противоракетных планов в Европе на интересном отрезке времени. Завышенный оптимизм первых комментариев некоторых российских и зарубежных масс-медиа в связи с заявлениями военного руководства США, по всей видимости, был обусловлен ещё не забытыми конфиденциальными заверениями Обамы, датируемых 26-м марта 2012 года. Тогда на полях саммита по ядерной безопасности в Сеуле президент США, которому ещё предстоял избирательный марафон на выборах 2012 года, в ходе двусторонней встречи с президентом Медведевым намекнул на свою возможную «гибкость» после переизбрания на второй срок.
Обама избран на очередные четыре года, в связи с чем воспоминания о его предыдущих заверениях освежились в памяти. И теперь многое будет соизмеряться с тем, что в конце марта прошлого года он сказал Медведеву. Комментарии американских представителей после 15 марта сводились к тому, что озвученные корректировки плана ЕвроПРО никоим образом не касаются России. Вашингтон изначально сторонился любых упоминаний России в привязке к своим противоракетным планам в Европе. На всех возможных дву- и многосторонних площадках межгосударственного общения американцы заявляли о ненаправленности отдельных средств и всей системы ЕвроПРО в целом против России. По интерпретации США, целью создания системы является защита от растущих угроз с Ближнего и Среднего Востока, в рамках которой особое место отводится сдерживанию растущего ракетного потенциала Ирана.
Если коррекцию планов на четвёртой фазе развёртывания системы ЕвроПРО и можно приравнять к ожидаемой Россией «гибкости» со стороны Обамы, то сделать это можно с большой натяжкой. «Гибкость» у Обамы получилась весьма абстрактной, оставляющей широкий простор для дальнейших коррекций в плане ЕвроПРО. Достаточно отметить, что Хейгел своими заявлениями указал не на полное сворачивание, а на отложение реализации четвёртой фазы «как минимум до 2022 года».
Делая ответственные заявления о «реструктуризации» ЕвроПРО, Вашингтон заботился скорее не о посыле в сторону Москвы позитивного сигнала. В центр внимания был поставлен вопрос сохранения обязательств США перед восточноевропейскими странами, дабы последние не расценили заявления нового главы Пентагона как предвестников сворачивания американцами своего военного присутствия на их территории. «Размещение элементов ПРО, запланированное на первых трёх фазах Европейского поэтапного адаптивного плана, в том числе размещение элементов в Польше и Румынии, будет реализовано с обеспечением безопасности всей европейской территории НАТО к 2018 году», - заверил глава Пентагона.
От Обамы можно было ожидать большей гибкости в сторону удовлетворения пожеланий Москвы. Такие ожидания напрашивались в свете предстоящих встреч на высшем политическом уровне двух стран в июне и сентябре текущего года. Но американцы не пошли дальше робких «телодвижений», не отвечающих пожеланиям Москвы по заключению юридически обязывающих договорённностей о ненаправленности ЕвроПРО против стратегического потенциала России. Сопутствующее этому пожеланию Москвы и другое её видение решения проблемы - согласование чётких военно-технических критериев, позволяющих подтверждать их соответствие заявленной Вашингтоном цели, а именно противодействовать ограниченным ракетным угрозам - также остаётся безответным с американской стороны.
Официальный комментарий МИД России от 18 марта выразил позицию Москвы по озвученным руководством Пентагона корректировкам в поэтапном адаптивном плане ЕвроПРО. Смоленская площадь не увидела в шагах американской стороны каких-либо качественных изменений, придя к выводу, что «США продолжают придерживаться курса на укрепление своей системы глобальной ПРО и повышение её эффективности».
В Вашингтоне зачастую нагоняют на себя излишнюю прямолинейность, хотя в недрах подготовки политических решений для высшего руководства страны в целом сформировано адекватное представление о ситуации в отношениях с Москвой вокруг ЕвроПРО. К примеру, на следующий после заявлений Хейгела день, 16 марта «The New York Times» привела «коллективное» мнение нескольких неназванных представителей США. В соответствии с ним, реальные опасения России вокруг планов по ЕвроПРО простираются гораздо шире, охватывая вопросы, связанные с расширением американского военного присутствия в Восточной Европе. Вывод старающихся выглядеть прямолинейными американцев, указанный в публикации газеты (заголовок статьи «US Cancels Part of Missile Defense That Russia Opposed»), исключительно взвешен: «отмена только финальной стадии плана не исключает озабоченности России, поэтому, возможно, её позиция останется неизменной».
Так оно и произошло. На нынешнем этапе команда Обамы и лично сам президент пытаются быть в меру «гибкими» в отношениях с Россией, и заодно «прямолинейными» для сохранения связей с восточноевропейским крылом НАТО на беспроблемном уровне.
Михаил Агаджанян – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.