Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.03.2013 | Михаил Агаджанян
«Сила Сибири» концентрируется на Китае
Вопрос поставок российского газа в Китай обрёл свою определённость, чего не наблюдалось с 2009 года. Тогда Россия и Китай заключили рамочное соглашение об основных условиях поставки природного газа, но не сумели перевести достигнутые договорённости в плоскость практической реализации. Как и следовало ожидать, вопрос удалось сдвинуть с «мёртвой точки» на волне самых активных контактов двух сторон в преддверии и в ходе недавнего российско-китайского саммита в Москве.
Руководство «Газпрома» сообщило о намерении до конца текущего года заключить со своими китайскими партнёрами из Национальной газовой корпорации (CNPC) долгосрочный контракт. 30-летний срок планируемого контракта и намеченный им объём поставок (38 млрд. куб. м, с возможностью увеличения до 60 млрд куб. м газа в год) дают основания утверждать, что Москва и Пекин вплотную приблизились к компромиссным развязкам в многолетнем диалоге по газу.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер обозначил основные этапы «дорожной карты» на пути заключения нового контракта. Стороны планируют подписать юридически обязывающие основные условия контракта в июне этого года, а до его конца – выйти на окончательное утверждение соглашения.
Маршрут поставок определён. Им станет восточный коридор - газопровод «Сила Сибири» (Якутия – Хабаровск – Владивосток). Объём в 38 млрд. куб м газа был изначально привязан именно к этому маршруту, в то время как озвучиваемый последние годы дополнительный объём в 30 млрд. кубометров предназначался для заполнения западного маршрута поставок (проект газопровода «Алтай»).
Рамочное соглашение, которое стороны подписали в октябре 2009 года, предполагало поставки до 68 млрд куб.м. по двум маршрутам: газопроводам «Сила Сибири» и «Алтай» (последний – в западные регионы Китая).
Поставки в Китай по трубе «Сила Сибири» планируется начать после 2018 года. За остающееся до намеченного ориентира время «Газпром» должен завершить работы на машруте (срок ввода в эксплуатацию магистрального газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток» - конец 2017 года) и выйти со своими катайскими партнёрами на фиксацию формулы ценообразования.
Вопрос цены на российский газ для китайских потребителей все предыдущие годы был одним из наиболее проблемных в двустороннем переговорном досье. Контракт планируется долгосрочный, на 30 лет. Но оговоренная в нём формулой ценообразования стоимость газа по определению не может не носить периодически корректируемый характер. Поэтому, сторонам потребуется время, чтобы найти оптимальные ценовые решения.
Даже с вводом в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири», Туркменистан останется крупнейшим поставщиком газа в Китай. Но все предыдущие годы российскую сторону скорее заботил не объём поставок туркменского «голубого топлива» китайским потребителям, а цена на него, которую Ашхабад определил в весьма льготном для Пекина режиме. Туркмены и китайцы не афишируют точную цифру цены на газ, оговоренную двусторонним контрактом, но эксперты предполагают её нахождение в диапазоне 200-250 долларов. Столь низкий ценовой диапазон дал аналитикам основания говорить о демпинге Туркменистана, заинтересованного в устранении конкурентов с внутреннего газового рынка Китая.
Все последние годы Ашхабаду удавалось вести эффективную политику ограничения конкурентов, реализация которой делала китайцев не особо заинтересованными в получении альтернативных каналов поставок газа с северного направления.
Но время идёт, а с ним растут энергетические потребности второй экономики мира, к тому же ощущающей геополитическое давление с южного морского «подбрюшья».
По прогнозам аналитиков, потребление газа в Китае к 2030 году превысит европейское, составляющее ныне около 600 млрд. кубометров в год.
Максимальный объём поставок, который предполагается в прорабатываемом «Газпромом» и CNPC долгосрочном контракте (до 60 млрд. кубометров), уже превзойдён в планах двустороннего газового сотрудничества Ашхабада и Пекина. В ноябре 2011 года президент Гурбангулы Бердымухамедов и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали соглашение, согласно которому, с выходом на проектную мощность газопровода Центральная Азия – Китай (Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай), объём ежегодных поставок туркменского газа в Китай должен составить 65 млрд. куб. м.
В июне 2012 года концерн «Туркменгаз» и китайская CNPC подписали рамочное соглашение о поставках в Китай дополнительных объёмов газа. В соответствии с соглашением, объём ежегодно поставляемого в Китай туркменского природного газа будет доведён до 65 млрд. куб. м. При этом, подробности данного соглашения, в том числе и в отношении цены поставок, не были сообщены.
В настоящее время ведётся строительство третьей очереди газопровода Центральная Азия - Китай, которая позволит увеличить мощность прокачки с 40 до 65 млрд. кубометров.
Туркменистан претендует на статус долгосрочного стратегического партнёра Китая в сфере поставок трубопроводного газа. Сам Пекин не против подобного формата ведения дел с Ашхабадом, тем более, когда статус газового стратегического партнёра центральноазиатской республики не в последнюю очередь состоялся при внушительной многомиллиардной кредитной поддержки китайцев.
По ознакомлении с заключёнными в конце текущего месяца между «Газпромом» и CNPC соглашениями, российские источники пришли к выводу, что главным вопросом остаётся цена газа. По всей видимости, Россия не намерена резко отходить от своей предыдущей позиции, сводящейся к тому, что цена на газ для китайцев должна быть ближе к европейскому, а не туркменскому уровню. На это косвенно указывают заявления руководства «Газпрома» о сохранении европейского направления поставок газа в качестве приоритетного на ближайшие годы.
Получивший определённость, но находящийся в стадии доработки вопрос поставок российского газа в Китай, оценивается «Газпромом» как фундаментальный этап российско-китайского энергетического сотрудничества, закладывающего основы партнёрства на 30 лет вперёд. Но приоритетным для российской компании остаётся европейский рынок. Такая расстановка акцентов со стороны «Газпрома» помогает ему сохранить сильные переговорные позиции с китайскими партнёрами на предстоящее до 2018 года время доработки ценовых вопросов.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.