Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

09.04.2013 | Михаил Агаджанян

Нефтепродуктовая проверка на интеграцию

«Роснефть» расширяет географию освоения внешних рынков. Компания приняла решение развернуть свой бизнес в одной из стран ближнего зарубежья. 4 апреля глава «Роснефти» Игорь Сечин посетил Армению. Результат визита – подписание Соглашения о сотрудничестве по созданию совместного предприятия в области маркетинга и дистрибуции с армянской компанией «Oil Techno».

По итогам визита Сечин поделился своими оценками на предмет перспектив бизнеса возглавляемой им компании на армянском рынке. По его словам, в поставках в Армению авиатоплива, бензина и дизтоплива имеется серьёзный потенциал. Он также отметил возможность «создания платформы сотрудничества в этом направлении».

Активная фаза обсуждений прихода «Роснефти» в Армению стартовала летом прошлого года. С того времени общественность узнала о контурах предстоящих соглашений и ожиданиях российской компании от инвестиций в экономику тесного партнёра России на Южном Кавказе. В августе 2012 года газете «Коммерсант» удалось выяснить, что «Роснефть» изучает возможность начала работы в Армении. Ей прочилось стать основным поставщиком нефтепродуктов в республике и создать с одной из местных компаний совместное предприятие, которое построит сеть из 40-50 АЗС, а также топливно-заправочный комплекс (ТЗК) в аэропорту Звартноц Еревана.

Очерченные тогда изданием контуры будущих соглашений с участием «Роснефти» нашли свои предварительные подтверждения на нынешнем этапе. Одновременно, они приобрели интересный колорит с учётом недавних событий в экономике Армении.

Заключение соглашения «Роснефти» с «Oil Techno» пришлось на дни приостановления деятельности национального авиаперевозчика Армении - компании «Армавиа». Последняя с 1 апреля запустила процедуру самоликвидации и теперь всё указывает на то, что она будет признана банкротом со всеми вытекающими из этого последствиями. Владелец «Армавии» армянский бизнесмен Михаил Багдасаров был и остаётся одним из крупнейших поставщиков нефтепродуктов на рынок республики. Во всяком случае, в отличие от свёртывания активности в сфере авиационных перевозок, со стороны Багдасарова пока не поступало схожих симптомов в отношении его бизнеса, связанного с импортом нефтепродуктов. Тем не менее, совпадение сроков прихода «Роснефти» в республику и самоликвидации «Армавии» наводит на мысль предстоящего пересмотра системы поставок нефтепродуктов на армянский рынок, в особенности в части поставок авиационного топлива.

Значительная часть импорта нефтепродуктов в Армению идёт с НПЗ на территориях Румынии и Болгарии. Ключевой пункт в логистике поставок по этому маршруту – грузинский порт Поти, основное транзитное звено в системе экономических связей Армении с внешним миром. «Роснефть», как известно, компания со стратегическим подходом, даже в вопросах освоения не столь ёмких внешних рынков, к которым, несомненно, следует отнести армянский (объём полностью импортозависимого рынка нефтепродуктов Армении оценивается в около 350 тыс. тонн в год). Отсюда, если российская компания решила войти на рынок южнокавказской республики, то это предполагает и охват всех цепочек бизнеса на армянском направлении. Другими словами, перед началом создания сети АЗС в республике и строительства ТЗК в аэропорту Звартноц необходимо решить вопрос с поставками нефтепродуктов.

Летом прошлого года, сообщая о ведущихся между «Роснефтью» и армянской стороной консультациях, комментаторы упоминали принадлежащий компании Туапсинский НПЗ. На официальном интернет-сайте «Роснефти» данный НПЗ характеризуется, как «наиболее выгодно расположенный завод компании и единственный российский НПЗ на побережье Чёрного моря». Эксперты отмечают продолжение «Роснефтью» работ по увеличению мощности Туапсинского НПЗ с 4,5 до 12 млн. тонн нефтепродуктов. А наращенному объёму производства будут нужны дополнительные каналы экспорта. По всей видимости, поставки «Роснефтью» продуктов нефтепереработки в Армению будут осуществляться именно с этого объекта компании в Краснодарском крае.

Выход российского капитала из сферы реального промышленного сектора на армянский рынок традиционно испытывает затруднения логистического свойства. Единственными наземными выходами Армении во внешний мир являются на севере - Грузия, на юге – Иран. Сложные отношения России и Грузии уже длительное время прибавляют к оценкам комментаторов констатацию политической уязвимости транспортного выхода России на Армению через Грузию. Но иных путей фактически нет. География диктует свои условия, с которыми надо соизмерять внешние экономические и политические подходы.

Вход «Роснефти» на рынок Армении не замыкается исключительно целями продолжения экономической экспансии России в ближнем зарубежье. Здесь присутствует и политический контекст, связанный с выяснением жизнеспособности интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Вопрос участия Армении в Евразийском интеграционном проекте под эгидой России может пройти проверку на прочность, в частности, через успешность реализации армянского контракта «Роснефти». Ереван резонно указывает на отсутствие общей сухопутной границы с Россией, как на серьёзный ограничительный фактор в вопросе вовлечения республики в евразийские интеграционные схемы. Москва, успокаивая своего партнёра, приводит пример Калининградской области, также оторванной от «материковой» части её преимущественного экономического притяжения. Российское руководство не рассматривает фактор отсутствия общей границы с Арменией в качестве непреодолимого для целей евразийской интеграции республики препятствия.

Всё было бы так, а не иначе. Но дело в том, что в соседях у Калининграда члены ЕС Польша и Литва, и он к тому же имеет выход в море. Кто в соседях у Армении на западе и востоке, думается, нет надобности напоминать. А если вдобавок вспомнить отягощённость российско-грузинских отношений баластом политических претензий, по всем признакам имеющим долгосрочный характер, то аналогии между географическим расположением Армении и Калининграда лишь на первый взгляд кажутся релевантными.

В любом случае, «Роснефть», а с ней и российская политическая элита, получают хорошую возможность выстроить отлаженную систему ведения нефтепродуктового бизнеса с Арменией в условиях отсутствия непосредственных выходов на территорию партнёра. Вход «Роснефти» на армянский рынок может получить разнонаправленный характер. С охватом таких сфер деятельности, как строительство ТЗК в аэропорту Звартноц и поставки топлива для нужд российской 102-й военной базы. Интересно будет также проследить влияние успешной деятельности «Роснефти» на армянском рынке на политические вопросы регионального звучания – восстановление железнодорожного участка из России (Краснодарский край) в Армению через территории Абхазии и Грузии.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net