Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.04.2013 | Александр Ивахник
Диалог с Европой смывает консервативная волна
Краткосрочный визит президента Владимира Путина в Германию на открытие крупнейшей в мире Ганноверской промышленной выставки-ярмарки приобрел скандальный оттенок в результате ряда протестных акций против внутриполитического курса российских властей. И если демонстрация нескольких сотен человек у главного входа в выставочный центр, выражавших недовольство давлением на НКО в России, оказалась мало замеченной, поскольку кортеж российского гостя подъехал к боковому входу, то эффектное появление прямо перед Путиным и канцлером Германии Ангелой Меркель участниц группы Femen попало на первые полосы СМИ по всему миру. Однако очередная эксцентричная выходка полуобнаженных «феменисток» – это не самый болезненный для российского президента момент визита.
Пятеро активисток Femen (среди которых, кстати, помимо двух украинок были две немки и одна россиянка) устроили свой перформанс, когда Меркель и Путин находились у стенда компании Volkswagen. Вынырнув из толпы журналистов, обнаженные по пояс девушки стали демонстрировать на своих телах надписи, гласившие, что Путин – диктатор, и посылавшие его на три буквы. Всё это подкреплялось соответствующими выкриками. Впрочем, продолжалось это действо недолго: дюжие охранники жестко скрутили активисток и утащили их из поля зрения. Теперь им грозит уголовное преследование по статье «Оскорбление власти или представителей иностранных государств». Надо сказать, Владимиру Путину в неожиданной ситуации не изменило хладнокровие и присущая ему ирония, он даже показал одной из девушек большой палец. На пресс-конференции по окончании мероприятия российский президент заявил, что акция ему понравилась, и попенял охранникам: «Я не очень расслышал, что они там кричали, потому что секьюрити работают очень жестко. Такие здоровые лбы навалились на девчонок. Это, мне кажется, неправильно, можно было бы помягче с ними обращаться». Путин в шутку призвал устроителей мероприятия поблагодарить участниц акции, поскольку «они вам помогают раскрутить ярмарку». В более серьезном тоне он добавил: «Мы все уже привыкли к этим акциям, и ничего страшного я здесь не вижу. Но если кто-то хочет дискутировать по политическим вопросам, то лучше это делать в одетом виде, а не раздеваться».
Думается, значительно более неприятным для российского президента был характер общения с канцлером Меркель, которая хоть никогда и не была другом Путина, в отличие от своего предшественника Шредера, но многие годы считалась ключевым конструктивным партнером руководства РФ в Европе. Однако в течение последнего года по мере ужесточения внутриполитического курса российской власти отношение Меркель к сотрудничеству с Россией стало значительно более сдержанным. А идущие сейчас масштабные проверки российских НКО правоохранительными органами, непосредственно затронувшие филиалы немецких фондов Конрада Аденауэра и Фридриха Эберта, вызвали публичную отповедь официальных лиц ФРГ, включая заявления о вероятном ужесточении позиции ЕС на визовых переговорах с Россией. Вот и Ангела Меркель даже в своей приветственной речи на церемонии открытия Ганноверской ярмарки, где Россия выступает в этом году в почетном статусе страны-партнера, отметила, что движение в направлении безвизового режима между ЕС и РФ, возможно, будет не таким быстрым, как того хотелось бы России. Более того, касаясь условий благоприятного экономического развития, Меркель сочла нужным подчеркнуть: «Мы убеждены, что благополучие удастся обеспечить только в том случае, если будет существовать активное гражданское общество. Мы должны вести дискуссию более интенсивно, развивать наши позиции в диалоге, а также дать шанс в России неправительственным организациям и другим объединениям, которые у нас, в Германии, играют роль двигателя инноваций».
Владимир Путин, который в своей речи на открытии ярмарки был подчеркнуто конструктивен и усиленно призывал германский бизнес инвестировать в Россию, на завершающей пресс-конференции вынужден был признать, что у него и канцлера ФРГ «по некоторым вопросам разные точки зрения». Он сообщил, что довел до сведения Меркель «озабоченности, связанные не с деятельностью НКО, а с их массированным финансированием из-за рубежа». Президент России заявил: «Все наши действия связаны с не закрытием этих организаций, не с запретом, а с постановкой под контроль финансовых потоков». Однако, как и следовало ожидать, подобные заверения не успокоили немецкую сторону. Ангела Меркель на пресс-конференции еще раз выразила свою позицию: «Президент Владимир Путин уверил нас, что речь не идет о том, чтобы ограничить деятельность этих фондов. Но мы все равно выразили нашу озабоченность, потому что могут возникнуть опасения относительно того, что неправительственные организации могут развиваться так, как им хотелось бы. Я еще раз подчеркнула, что Германия выступает за сильное гражданское общество, в котором много неправительственных организаций».
После Ганновера Владимир Путин отправился в Амстердам на торжественную церемонию открытия Года России в Нидерландах и Года Нидерландов в России. Естественно, эта церемония, в которой он участвовал вместе с королевой Беатрикс, носила сугубо торжественный характер. Вопросы о разногласиях не поднимались и в ходе последующей встречи президента России с премьер-министром Голландии Марком Рютте. Зато в центре Амстердама по случаю приезда российского лидера несколько тысяч активистов ЛГБТ-сообщества провели гей-парад в знак протеста против принимаемых в России законов о запрете пропаганды гомосексуализма. На эту акцию Путин отреагировал на пресс-конференции призывом «достичь в отношениях какого-то консенсуса». Он, в частности, заявил: «В Российской Федерации нет никакого ущемления прав сексуальных меньшинств, они пользуются всеми правами и свободами. Я полагаю, что у них никакого другого президента нет, и я как президент защищаю их права». Взяв на себя такую миссию, Путин в то же время призвал учитывать особенности российского общества. Например, разрешение однополых браков в России могло бы привести к всплеску насилия в отдельных регионах. «Я с трудом себе представляю, чтобы в Чечне вот это разрешили, однополые браки. Ну, вы можете себе вот это представить? Вы понимаете, это просто до жертв бы дошло», – пояснил Путин. Однако эти объяснения вряд ли удовлетворили ЛГБТ-демонстрантов на улицах Амстердама. Они ведь протестовали не по поводу непризнания однополых браков в России, а по актуальному политическому поводу введения в российских регионах, а в перспективе и на федеральном уровне запрета на гей-пропаганду, которую можно понимать крайне расширительно.
Последняя зарубежная поездка Владимира Путина отчетливо подтверждает уже вполне определившийся тренд. Поднятая в России консервативная волна, проявляющаяся в различного рода запретительных действиях власти и направленная, с одной стороны, на расширение политической поддержки в традиционалистски настроенных социальных слоях, с другой – на сужение возможностей протестных сегментов общества, встречает всё большее раздражение и отторжение в западных странах. То, что сейчас происходит в России, плохо согласуется с нормами давно укоренившейся там плюралистической демократии. Подозрения в отношении целей и мотивов российского руководства по широкому спектру политики будут усиливаться как на уровне правящей элиты западных стран, так и на уровне общественности. Пытаться развеять эти подозрения лишь с помощью подчеркнуто благожелательных и конструктивных заявлений – дело бесперспективное.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.