Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.04.2013 | Сергей Слободчук
Кто образумит Верховную Раду Украины?
Украинский парламент на протяжении многих лет привычно занимает одну из первых позиций в хит-параде народного недоверия. А Верховная Рада VII созыва вообще начала свою деятельность с постоянных попыток блокирования трибуны и депутатских потасовок. Поэтому неудивительно, что, согласно исследованиям Центра имени Разумкова за март 2013 года, деятельность парламента поддерживают только 5, 6 % опрошенных (34, 4 % поддерживают отдельные решения, 54, 9 % не поддерживают, а еще 5 % затруднились ответить). Вернется ли когда-нибудь парламент к выполнению своих прямых обязанностей?
Верховная Рада Украины который год подряд настойчиво работает над дискредитацией не просто имиджа парламента, а законодательной власти как таковой. Что и немудрено, ведь Рада за 20 с лишним лет независимости прочно сроднилась с такими словами как «скандал» и «кризис». Но новый парламент, избранный в ходе голосования 28 октября 2012 года, сумел перещеголять предыдущие 6 созывов. Тем, что так и не смог приступить к нормальной работе – за прошедшие с начала декабря 4 с лишним месяца Рада «прославилась» бесконечным блокированием трибуны оппозиционными фракциями, отсутствием депутатского большинства и какой-либо внятной программы его деятельности и т.д. А еще - «выездным заседанием», организованным фракциями Партии регионов и Коммунистической партии 4 апреля 2013 года в помещении комитетов Верховной Рады на улице Банковая, 6-8.
Логично, что обычный украинец, в ежедневном режиме наблюдающий телекартинку депутатских потасовок, заблокированной трибуны и неработающего парламента, в социологических опросах демонстрирует крайнее недоверие к Верховной Раде на грани негодования. Самое опасное, что миллионы простых украинцев, наблюдая из года в год подобные картины, приходят к выводу о том, что парламент – не просто ненужный, а вредный орган государственной власти. А значит, не выйдут защищать парламент в случае политического конфликта.
Сегодня украинская Верховная Рада крайне похожа на польский сейм XVI – XVIII веков. Преследуя свои личные интересы, вроде возведения на королевский трон выгодной для себя фигуры, паны и шляхтичи рубили друг друга саблями и стреляли из пистолетов. Как показала практика, такое поведение действительно приносило победу то одному, то другому клану. Но, если оценивать с точки зрения всего населения тогдашней Польши, то сейм превратился в неэффективный и бесполезный орган, неспособный защищать интересы всего государства. А закончилась феодальная вольница, как известно, потерей польской государственности и разделом территории Польши между соседями.
Но недееспособный парламент Украины – это следствие, а не причина нынешней ситуации, которая касается всего государственного аппарата в целом. Главный недуг, давно и прочно поразивший всех без исключения украинских политиков, чиновников и депутатов, независимо от принадлежности к власти или оппозиции – это отсутствие государственного мышления. В украинских реалиях отсутствие государственного мышления на примере конкретного депутата, министра или чиновника означает, что любой «государственный человек» автоматически ставит свои личные интересы выше интересов государства (не говоря уже об интересах общества, о которых речь вообще никогда не идет). То есть, если возникает дилемма, когда чиновник может положить в свой карман лишнюю тысячу долларов, но при этом нанесет государству ущерба на миллиард, типичный украинский политик или госслужащий даже не задумается.
Но в данном случае важна не постановка диагноза, поясняющая неэффективность украинского парламента и соответствующее отношение к Верховной Раде со стороны простых украинцев, а поиск выхода из такого положения. И действительно, Верховная Рада имеет возможность превратиться в настоящий законодательный орган. Но только в том случае, если в перспективе нескольких лет сработает хотя бы один из двух факторов. Ведь вероятность того, что сработают сразу оба фактора – скорее, из области фантастики.
Итак, в качестве фактора №1 может выступить позиция активной части украинского общества. Причем, здесь важно отметить, что в качестве движущей силы здесь выступят не финансируемые за счет зарубежных грантов некоммерческие организации, а настоящие организаторы общественных движений и инициатив, общественные активисты и т.д. Активные украинцы должны продемонстрировать на ближайших выборах, что не желают голосовать за политиков и партии, превративших работу парламента в клоунаду. А главное – четко обозначить свое требование насчет того, что Верховная Рада должна заниматься обычной законодательной работой. И вот тогда вакханалия в стенах парламента очень быстро прекратится. Когда массовый избиратель четко продемонстрирует, что ждет от депутатов Верховной Рады обсуждения и принятия законов – ведь именно за это парламентарии получают зарплату. Не говоря уже о том, что все без исключения партии - и Партия регионов, и «Батькивщина», и «УДАР», и «Свобода», и другие – участвовали в выборах, обещая работать на благо всех украинцев и регулировать общественные отношения с помощью законов.
А вот появление фактора №2 гораздо менее вероятно. В качестве примера здесь может служить политическая история США, где действует такое понятие как политический консенсус. Консенсус заключается в том, что независимо от того, какая партия приходит к власти, существует ряд вещей вроде экономической модели, Конституции, основоположных прав американцев, которые являются незыблемыми. Такой подход позволяет не допускать резких метаний политического курса из стороны в сторону, если вдруг такое поведение вдруг взбредет в голову по причине человеческого фактора. В случае с Украиной, подобный консенсус мог бы заключаться в том, что все политические силы, независимо от того, какие из них ситуативно находятся при власти или в оппозиции, должны работать на укрепление авторитета парламента. И тогда такие вещи как постоянное блокирование трибуны, силовое разблокирование или проведение заседания парламента вне помещения Верховной Рады станут просто невозможны.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.