Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.04.2013 | Михаил Агаджанян

Визит под знаком «SOS»: Ташкент просит побеспокоиться

Визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву 14-15 апреля прошёл на фоне разнонаправленных оценок текущего этапа российско-узбекских отношений. С одной стороны, высказывались мнения о логическом продолжении диалога двух стран на высшем политическом уровне, основные контуры которого были заданы после визита президента России в Ташкент 4 июня 2012 года и подписания Декларации об углублении стратегического партнёрства. Иные оценки обращали внимание на преобладание в российско-узбекских отношениях сложностей, заслоняющих собой их ровный характер…

В этом контексте чаще всего указывалось на известные шаги Ташкента в адрес российского капитала в республике. Аннулирование лицензии российской МТС и другие подобные ограничительные меры узбекской стороны будут ещё долгое время приводиться в качестве примеров несбалансированности двусторонних отношений.

Перед визитом в Москву узбекское руководство попыталось смягчить фон критики в свой адрес по экономическому досье сотрудничества с российским бизнесом. Была погашена в полном объёме задолженность перед российскими авиаперевозчиками по конвертации национальной валюты республики.

Некоторые проблемы в плане соотнесения интересов бизнес-структур двух стран не являются камнем преткновения в развитии их отношений. В действиях Узбекистана заметно отстаивание своих позиций для получения от России более концептуальных преимуществ. Власти республики хотя и ограничили российский капитал на своей территории (с заметными исключениями, например, в сфере нефтегазового сотрудничества с компанией «Лукойл», которое оценивается экспертами как «неприкасаемое»), но, к примеру, в вопросе присоединения к Договору о зоне свободной торговли стран СНГ настроены на конструктивность.

Тема преодоления некоторых двусторонних экономических сложностей не стала главной в ходе визита Каримова в Москву. Но и на экономическом направлении стороны отметили прогресс в абсолютных цифрах взаимного торгово-экономического оборота и подписали два важных документа: межправительственные Программа экономического сотрудничества на 2013 - 2017 годы и Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Из заявлений Каримова в российской столице можно было понять, что основные цели его приезда лежали в политической плоскости диалога с Россией. Причём внешнеполитическая составляюшая в таком диалоге, как можно было понять из слов главы республики в ходе заявлений для прессы по итогам переговоров 15 апреля, по инициативе Ташкента стала в этот раз преобладающей.

Узбекские комментаторы из оппозиционного нынешним властям республики лагеря заострили внимание общественности на внутриполитической подоплёке визита Каримова. Ходят слухи о пошатнувшемся здоровье многолетнего лидера Узбекистана и вытекающие из этого предположения о поиске им преемника. Называются имена дочери президента Гульнары Каримовой и первого вице-премьера правительства, министра финансов Рустама Азимова. Зачастую в ракурсе их взаимного противостояния.

Это лишь версия узбекской оппозиции, мотивы для акцентирования которой с её стороны вполне понятны.

Более серьёзного изучения требует предположение о том, что основная миссия Каримова в Москве заключалась в демонстрации растущей обеспокоенности Узбекистана в связи с приближением вывода коалиционных сил из Афганистана. Заявлениями от 15 апреля Каримов не просто поставил российскую сторону, а с ней и других своих внешнеполитических партнёров в известность о растущих опасениях с афганского направления, а буквально «пробил в набат».

Алармистские заявления Каримова сводились к констатации «ползучей» экспансии исламского радикализма в Центральной Азии, его проецирования на регион с афганского направления. Развитие ситуации в Афганистане Каримов охарактеризовал в терминах непредсказуемости и предположил вероятность грядущей в этой стране гражданской войны.

Ташкент приостановил членство в ОДКБ, но в ходе визита в Москву президент Каримов высказался «за расширение и углубление тесного сотрудничества с Россией в рамках ООН, ШОС, СНГ и других авторитетных международных организаций».

Налицо возвращение узбекской стороны в орбиту тревожного ожидания дестабилизации в Центральной Азии, остроту которой, по версии властей республики, будут задавать просачивающиеся из Афганистана радикальные исламские группировки.

Присутствие сил НАТО в Афганистане на определённое время затушило тревогу Ташкента по части джихаддистской угрозы. Теперь пришло время усиленного привлечения внимания всех главных внешних сил к вопросу возможной перегруппировки тех же Исламского движения Узбекистана и Союза исламского джихада, ныне действующих в пакистано-афганском приграничье и в Афганистане, на территорию Узбекистана.

Ташкент использовал период заметного спада угрозы радикального ислама в Центральной Азии с пользой для себя. Прежде всего в плане пополнения госбюджета и увеличения арсенала вооружений и военной техники. Оба указанных «дивиденда» производны от операции сил коалиции в Афганистане и связаны со значительной ориентацией Узбекистана в последние годы на США и НАТО.

Вашингтонские аналитики приводят интересную фактологию. Операция коалиционных сил в Афганистане давала четырём центральноазиатским републикам (за исключением Тукменистана) ежегодный доход от транзита в порядка 500 млн. долларов. Выгода от транзита в Афганистан теперь меняется на обратный вектор, что также сулит большие финансовые приобретения для того же Узбекистана. Отмечается, что последний может поднять тарифы железнодорожных перевозок по «реверсному» маршруту из Афганистана на 50%. (Jeffrey Mankoff, The United States and Central Asia after 2014 // Center for Strategic and International Studies, January 2013).

Вопрос оснащения американцами сил безопасности, правопорядка и армии Узбекистана «нелетальной» техникой и снаряжением также прочно вошёл в ткань нынешнего этапа отношений Вашингтона и Ташкента. Официальные лица администрации США в марте – апреле текущего года отметились заявлениями о целесообразности предоставления узбекской стороне ресурсов для противостояния потенциальным угрозам с афганского направления. Белый дом уже принял решение о предоставлении Узбекистану аппаратуры спутниковой системы навигации, приборов ночного видения и бронежилетов. И ввёл в режим согласования по линии «президентская администрация – госдепартамент - министерство обороны – конгресс» вопрос поставки в республику беспилотников.

Что ждёт Узбекистан от России, выдавая в «эфир» двусторонних отношений настойчивый сигнал «SOS»?

Если кратко, то помощи по линиям взаимодействия целого ряда государственных ведомств внешнеполитического и силового блока. Россия предполагается узбекскими властями в качестве эффективного внешнего актора в вопросе сдерживания проникновения религиозного экстремизма в регион, а также балансира в сложных отношениях между некоторыми центральноазиатскими республиками.

Эксперты вводят в прогностическое поле анализа центральноазиатских процессов понятие «афганизации» некоторых республик региона со всеми вытекающими из этого последствиями масштабной дестабилизации. Среди вероятных кандидатов на «афганизацию» указывается и Узбекистан, хотя, конечно, данные предположения можно аргументировано оспорить. Самая сильная в военном плане республика региона уже показала в предыдущие годы наработанный иммунитет к сдерживанию центробежных тенденций и нейтрализации экстремистских проявлений.

Но узбекское руководство и аффилированные с властями местные эксперты не тешат себя успешным опытом противодействия внутренним угрозам.

Близкие к властям эксперты отмечают, что «под крылом талибов «греются» организации типа Исламского движения Узбекистана. Они и будут представлять основную угрозу» (Рафик Сайфулин, политолог, бывший советник президента Узбекистана).

Узбекистан ведёт усиленный поиск механизма противодействия потенциальным угрозам с афганского направления, по возможности на многосторонней основе сотрудничества региональных и внешних сил.

Можно предположить, что Ташкент стремится реанимировать свою идею 5-летней давности о создании механизма «контактной группы» по Афганистану. В 2008 году Ташкент предложил формат «6 + 3». Вместе со странами, граничащими с Афганистаном (Пакистан, Иран, Китай, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан), в него предлагалось включить Россию, США и НАТО. Кураторство и координацию деятельности «контактной группы» предполагалось возложить на специального представителя Генерального секретаря ООН по Афганистану.

Но тогда был несколько иной международный фон в отношениях России и США, России и НАТО, на который откладывала свой отпечаток дата «2008» (год военной эскалации вокруг Южной Осетии). Ташкент мог счесть, что ныне у региональных и внешних сил больше стимулов для кооперации в формате «6 + 3» и начать «мозговой штурм» данной идеи, внешнеполитический зондаж её жизнеспособности в Москве и других столицах.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net