Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.04.2013 | Татьяна Становая
Медийно-думское испытание Медведева
17 апреля премьер-министр России Дмитрий Медведев выступил с ежегодным отчетом об итогах работы кабинета министров в Госдуме РФ. В преддверии этого события на Медведева обрушилась беспрецедентная атака: интернет-портал Lifenews, известный своими разоблачениями в адрес внесистемной оппозиции, разместил видео с закрытой части совещания под председательством Владимира Путина. На ней президент угрожает всем присутствующим отставкой. Тема недоверия главы государства правительству Медведева определила крайне негативный информационный фон вокруг выступления премьера в нижней палате парламента.
На самом деле, еще за два дня до появления скандального видео на портале Lifenews и выступления Медведева в Госдуме, стоило обратить внимание на весьма странную по тональности встречу президента с премьером. Вступительное слово Путина было достаточно алармистским с преобладанием критических намеков в адрес правительства. «Дмитрий Анатольевич, мы неоднократно с Вами обсуждали текущую ситуацию в экономике и вынуждены констатировать, что после того, как кризис приобретает всё более опасные формы в мировой экономике, это так или иначе неизбежно сказывается и на нас», - обратился президент к главе правительства, указав на снижение темпов экономического роста, сокращение реального сектора, негативное влияние на доходы населения.
Путин позитивно отозвался лишь о результатах развития добывающего сектора, указав Медведеву на необходимость распространить эти успехи на экономику в целом. «Я рассчитываю, что Вам удастся, не только используя все наработанные ранее механизмы выхода из кризиса, но и вновь создаваемые инструменты использовать для того, чтобы поддержать те ростки, которые я указал, в частности, в добывающем секторе, чтобы распространить на всю экономику и добиться консенсуса в Государственной Думе». Тем самым Путин фактически высказывал сомнение в эффективности работы кабинета министров, указывая на успешную работу теневого куратора ТЭКа Игоря Сечина (отношения которого с Медведевым исторически носят напряженный характер). Более того, вместо того, чтобы заверить Медведева в своей поддержке и выразить уверенность в наличии прочной опоры в парламенте, Путин намекнул на отсутствие достаточной поддержки у Медведева в Госдуме. За два дня до выступления премьера в нижней палате парламента это звучало весьма противоречиво.
Главным же итогом встречи стало решение провести надправительственное совещание. «Давайте… пригласим и экономический блок Правительства, и часть сотрудников Администрации Президента, которые занимаются этой проблематикой и, может быть, представителей экспертного сообщества, так чтобы послушать разные точки зрения и, в конце концов, найти оптимальный подход», - предложил Путин, как будто сомневаясь в способности правительства самостоятельно принимать решения о стимулировании экономического роста в России. Оформление «надправительства» с привлечением руководителей АП и экспертов – это размывание роли кабинета министров в принятии ключевых государственных решений и, по сути, отказ в признании достаточной компетентности кабинета министров.
Двусмысленность предложения о проведении надправительственного совещания указывала сразу на два обстоятельства. Первое – президент остается недоволен качеством работы правительства и не видит пока оснований для признания его заслуг. Второе – вместо смены правительства он предпочитает взять контроль над обсуждением и принятием решений в свои руки, а технически – в руки своей администрации.
На этом фоне появление видео с закрытой части совещания на прокремлевском ресурсе Lifenews сразу же было расценено как намерение Путина «сдать» Медведева. Критика Путина действительно была достаточно жесткой. «Качество работы ничтожное, все поверхностно делаем. Если будем работать так, то ни хрена не сделаем. А если будем работать более настойчиво, более профессионально и с пониманием того, что нужно сделать, то сделаем, - говорил Путин. - Если мы этого не сделаем, то нужно будет признать, что либо я работаю неэффективно, либо вы все плохо работаете и вам нужно уйти. Обращаю ваше внимание на то, что я склоняюсь ко второму варианту».
В этой ситуации возникает несколько политически значимых вопросов. В частности, было ли обнародование видео инициативой самого портала Lifenews? В нынешних достаточно жестко регламентированных отношениях между журналистами кремлевского пула и властью, такая самостоятельность кажется исключительной, полностью невозможной. Lifenews делает себе рейтинг именно за счет доступа к «сенсациям», получаемым от «силовиков» или иных представителей власти. Эксклюзивные отношения с близкими к Путину фигурами обеспечили особую роль портала в кремлевской пропаганде: именно здесь обнародуются все сомнительные с точки зрения законности получения информации данные – прослушки телефонных разговоров оппозиции, видео, снятые скрытой камерой, переписка по электронной почте. Общественная роль такого портала в корне отличается от классической роли СМИ в западных странах, готовых публиковать сенсации ради рейтинга и доходов рекламодателей.
Для Lifenews риск испортить отношения с властью означает риск прекратить свое существование.Все это дает основания предполагать, что и нынешний «слив» видео с закрытой части заседания был частью спланированной операции, инициированной одной из влиятельных групп в окружении Путина. Цель этой операции – добиться максимально дискомфортного с психологической точки зрения выступления Медведева в Госдуме. Показательно, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, хотя и подверг критике действия Lifenews, но сделал это в довольно мягкой форме: «Нам очень досадно, что подобное уважаемое издание допустило такие непрофессиональные неточности». Песков также не исключил возможность прерывания отношений с Lifenews (впрочем, основатель издания Ашот Габрелянов уже принес извинения Кремлю, так что конфликт может исчерпаться). В любом случае, интонации Пескова свидетельствуют о том, что он хотя и недоволен происшедшим, но не рассматривает габреляновское агентство как «врага» (в противном случае формулировки были бы куда более резкими). Песков также опроверг, что слова Путина об увольнении относились к правительству. По словам пресс-секретаря, речь шла о недовольстве главы государства губернаторами.
Создается впечатление, что Путин не готов увольнять Медведева, но при этом он заинтересован в его максимальной деморализации и, возможно, частной смене состава кабинета министров и его усилении «своими» людьми. По словам Ашота Габрелянова, на видео «понятно, что там сидят все ключевые члены правительства» и «поэтому у нас сомнений, кому это адресовано и для кого это сказано, нет».
Само же выступление Медведева в Госдуме прошло достаточно рутинно. Интерес к нему был минимальный, а содержание - деполитизировано. Медведев говорил о необходимости повышать качество жизни, много внимания уделял социальным вопросам (положение сирот, инвалидов, реформа образования, здравоохранения и т.д.), поддержанию экономического роста и развитию инноваций. Он снова подтвердил, что повышения налоговой нагрузки не будет, не считая введения налога на роскошь.
Медведев не исключил, что поддержит принятие закона о развитии Дальнего Востока (что может означать и возможную поддержку им создания одноименной госкорпорации), обещал стимулировать добычу в нефтегазовой отрасли. Премьер подчеркивал свой государственнический подход, соответствующий настроениям нынешнего состава Думы: «В ряде приоритетных отраслей именно государственный спрос и поддержка — критически важны для укрепления конкурентоспособности», - заявил он. Затронув еще одну острую тему – о борьбе Минобороны с ВПК, Медведев лишь призвал прекратить «ценовые войны».
Техническое выступление премьера проходило в условиях, когда депутаты всех фракций были готовы ставить вопрос об отставке министра образования Ливанова, а КПРФ – вопрос о доверии всему кабинету министров. Впрочем, основная угроза так и не была приведена в исполнение. «Мы оцениваем работу правительства неудовлетворительно и ставим в политическом плане вопрос о недоверии»,— пояснил «Коммерсанту» позицию коммунистов секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев после заседания фракции (таким образом, «в юридическом плане» вопрос поставлен пока не будет). «Неудовлетворительную оценку правительству дают и справороссы, но радикальные меры фракция не обсуждала»,— сказал изданию заместитель руководителя фракции Михаил Емельянов. В итоге депутаты лишь ограничились вопросом о судьбе министра, которого защитил премьер, что было предсказуемо: «сдача» Ливанова означается сильнейший имиджевый и аппаратный удар по Медведеву.
Впрочем, неясно, как будет вести себя премьер, если отставки министра потребует президент (который уже объявлял Ливанову выговор в прошлом году).
Отношения же главы правительства и парламентского большинства пока остаются ровными. Примечательно, что в начале прошедшей недели в СМИ появилась информация о том, что в «ЕР» отказались передавать Медведеву острые вопросы, поставленные представителями ОНФ. Однако вряд ли тут стоит говорить о защитной функции партии власти по отношению к Медведеву: скорее это результат конкуренции между «ЕР» и ОНФ, а также стремления партии власти сохранить за собой монополию на эксклюзивные отношения с главой правительства. Впрочем, один из неудобных вопросов – о «нулевом промилле» - был поднят именно лидером «единороссовской» фракции Владимиром Васильевым, и Медведев был вынужден пойти на компромисс, хотя ранее занимал жесткую позицию (видимо, такое развитие событий было согласовано заранее).
Дмитрий Медведев подвергся одной из самых агрессивных информационных атак за все время работы во главе кабинета министров. «Партия отставки» Медведева активизируется, хотя, вероятно, ее позиция пока не является доминирующей в Кремле. Тем не менее, не вызывает сомнения, что и Владимир Путин накапливает раздражение работой правительства. Предоставив Медведеву в мае прошлого года самостоятельно формировать кабинет министров, Путин теперь оказался перед проблемой низкой дееспособности правительства. Выбор в такой ситуации у Путина не очень большой. Либо действительно пойти на смену правительства, заменив ключевых министров и, возможно, премьера, либо взять управление в руки своей администрации. Судя по всему, президент решил идти по второму пути, так как кабинет министров еще должен провести ряд непопулярных реформ (в первую очередь, пенсионную). А это означает, что атаки на Медведева продолжатся, хотя отставка правительства и откладывается – возможно, что она произойдет ближе к парламентским выборам, когда кабинет станет удобным «козлом отпущения». Но тема неэффективности власти становится проблемной не только для правительства, но и для президента, на которого общество возлагает часть ответственности за социально-экономическую ситуацию в стране.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.