Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.05.2013 | Михаил Агаджанян

Мигранты в нагрузку - требование интеграции

Тема мигрантов в крупных российских городах остаётся одной из наиболее злободневных.Общество требует от государственных органов эффективных мер по борьбе с нелегалами. Проблеме «внестатусного» пребывания выходцев из стран СНГ в российских городах в последнее время всё чаще придаётся криминальный оттенок. Соответствующие государственные структуры рапортуют о высоких цифрах правонарушений и преступлений со стороны мигрантов, что только накаляет ситуацию.

Вопрос многоаспектен, в нём сходится множество факторов социального, экономического и политического свойства. Артикуляция последних приглушена или вовсе отсутствует в общественной дискуссии вокруг темы мигрантов. Представление проблемы в чёрно-белых тонах, с акцентом на криминальные аспекты и морально-психологическую нагрузку для местного населения, является однобоким.

Безусловно, простые граждане далеки от политических нюансов вопроса. Их прежде всего волнует повседневность, связанная с прямым или опосредованным общением с мигрантами. Политика – дело государства, но, как можно понять, оно не располагает выверенной стратегией ни в удовлетворении общественного запроса на обуздание потока мигрантов, ни в разработке модели поведения, которая бы не влекла негатив для отношений России со странами ближнего зарубежья.

Действия государства на внутреннем «фронте» борьбы с нелегальной миграцией оставляют ощущение спорадического поиска алгоритма решения вопроса. Создание центров трудовой миграции, квотирование рабочей силы мигрантов в городах, постановка их на налоговый учёт, идея введения механизма приглашений для въезда мигрантов и тому подобные инициативы несут отпечаток запоздавших профилактических мер. А некоторые из них к тому же создают дополнительные коррупционные риски.

В деле фонтанирования идей от государства не отстают системные, а также внепарламентские политические силы. Правые в своё время предложили специальные лагеря (кампусы) для мигрантов, где бы они прошли «курс» адаптации к жизни в России. Несколькими месяцами ранее от представителей ЛДПР можно было услышать идею адаптационно-фильтрационных лагерей для приезжающих в Россию мигрантов.

Пока действует институт безвизового посещения гражданами СНГ Российской Федерации, борьба с нелегальной миграцией приобретает вид имитации. Все, так или иначе, пользуются благами от трудовой деятельности мигрантов-выходцев из ближнего зарубежья, в том числе и манифестирующее тревогу титульное население российских городов. Но и одновременно выражают стремление ввести вопрос в рамки эффективного администрирования.

Вопрос может найти своё кардинальное решение, а не полумеры для создания видимости, в одном случае – отмена безвизового режима. Между тем, очевидно, что на этот шаг российские власти не пойдут. На самом высоком уровне были озвучены заявления об однозначной негативности такого подхода для политики государства на приоритетном для него пространстве СНГ.

Не представляется возможным одной рукой строить интеграцию с ближайшим к себе исторически, экономически и политически кругом государств, а другой - рубить одну из принципиально важных нитей «завязки» элит и обществ данных государств на интеграционные схемы под эгидой России. Или в эти схемы заложена внешнеполитическая стратегия, следствием которой станет определённая социальная нагрузка на крупные российские агломерации, или идея Евразийского союза - та же имитация.

Конкретный пример из практики трудовой деятельности, в частности, граждан Таджикистана в России, и стремления последней укрепить свои позиции в Центральной Азии на качественно новых интеграционных принципах. В публикациях российских СМИ нет избытка в подачи информации о денежном потоке таджикских мигрантов из России к себе на родину. Граждане республики в совокупности высылают домой до 50% её ВВП. В абсолютных цифрах это выражается в около $3,5 млрд. Возникает вопрос. Есть ли данные, хотя бы приблизительные, о трудовом вкладе таджикских мигрантов в российскую экономику? Если они ежегодно высылают на родину порядка $3,5 млрд., то можно предположить, что их вклад «на местах» как минимум сопоставим с этой цифрой. Очевидно, что отсутствие легального статуса у значительной (если не большей) части мигрантов из Таджикистана тянет за собой целый шлейф других вопросов из серии «теневого» бизнеса. А это делает любой подсчёт вклада таджикских мигрантов в ВВП России далёким от реального положения дел.

Однако, дело не в конкретных цифрах. Настораживает сама невостребованность российским государством и обществом постановки вопроса о внесения таджиками и другими нациями бывшего СССР вклада в экономику России. Если послушать ярых адептов самых решительных мер борьбы с нелегальной миграцией, необходимость которой, кстати, никто не оспаривает, то мигранты – это паразиты, которые только и делают, что выкачивают из её экономики огромные деньги.

Зачем тогда удивляться участившимся взглядам Таджикистана в сторону Китая? Если российская власть так и не найдёт баланс между политикой, экономикой и социальной сферой в вопросе трудовой миграции, то в течение 10 лет рабочая сила таджиков переориентируется на северные и другие провинции КНР, военное базирование России в республике и само её членство в ОДКБ обретут большие аналогии с «узбекским прецедентом». А с этим и вопрос Евразийской интеграции не выйдет дальше интеллектуальных упражнений российских экспертов и декларативной риторики властей.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net