Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

29.05.2013 | Александр Караваев

Путин-Тибилов: трения суверенов

На прошлой неделе состоялась третья в этом году встреча Владимира Путина с президентом Южной Осетии Леонидом Тибиловым. Судя по тому, что официальная пресса России и Южной Осетии почти ничего не сообщила о содержании и итогах переговоров в Сочи, ограничившись формальными фразами, ее результаты не порадовали обе стороны. По официальной информации президенты «обсудили дальнейшее развитие взаимных экономических связей, усиление контроля за использованием российских средств, выделяемых на восстановление республики, а также возможности вовлечения Южной Осетии в интеграционные процессы в рамках зоны свободной торговли СНГ».

Ряд источников указывает, что югоосетинская делегация самовольно изменила свой состав, что не лучшим образом сказалось на атмосфере встречи в Сочи. Знакомый с подробностями журналист Евгений Крутиков указывает, что Тибилов привез с собой главу МИД, министра финансов и министра экономики. Однако российских министров финансов и экономического развития России в Сочи не было, таким образом, принцип симметричности, необходимый для протокола был не соблюден. В то же время, глава администрации югоосетинского президента вычеркнул из состава делегации посла РЮО в России Дмитрия Медоева. Трения, вызванные несоответствием протокола, могут, конечно, вызвать улыбки – действительно, где высота московского властного бомонда, а где Цхинвал. Но проблема отношений гораздо глубже.

Независимые наблюдатели полагают, что практически ни по одной из действительно широкого круга обсуждавшихся проблем югоосетинская и российская стороны не достигли взаимопонимания. Хотя, возможно, они решили ряд вопросов отложить на потом, то есть на период после парламентских выборов весны 2014 года. В первую очередь, требования касались кадровых перестановок в руководстве Южной Осетии, на которых настаивает Москва. Считается, что Кремль хотел бы смены премьер-министра, главы администрации и еще нескольких профильных министров. В числе московских предложений – изменение системы таможенных сборов, создание фонда, где будут аккумулироваться средства, идущие на восстановление Южной Осетии. Но, требования кремлевских кураторов игнорируются, либо просто отрицаются югоосетинской стороной, что, в общем-то, выглядит довольно странно, учитывая, что республика находится на полном содержании Москвы.

Судя по заявлениям Тибилова после встречи с Путиным, он видимо добился у главы Кремля определенного запаса времени на изменение ситуации. Тибилов потребовал от правительства большей эффективности в работе, педантичности в отношениях с российскими партнерами и прекращения «коррупционных шалостей» в виде многократного завышения смет на строящиеся объекты: «Нынешнее руководство не должно повторять ошибок своих предшественников. Любое нецелевое расходование финансовых средств будет рассматриваться как преступление и будет означать прекращение финансирования. Закончились те времена, когда деньги в республику шли без контроля». По мнению журналиста Мурата Гукемухова, хорошо знающего местную ситуацию, это редкое и «тяжелое заявление»: «Начиная с 2008 года, югоосетинский руководитель не произносил таких слов. Такое впечатление, что Тибилов просто цитировал своего визави на встрече в Сочи. В Южной Осетии мало кто посвящен в нюансы вчерашних переговоров с Путиным, но то, что они дались Тибилову нелегко, уже ни для кого не секрет»…Отношения между Южной Осетией и Россией трудно классифицировать. После дарования суверенитета это уже не отношения центра со своим дотационным субъектом федерации, в котором Кремль по своему усмотрению снимает и назначает губернатора. С другой стороны, Москва, за последние годы, четыре раза меняла главу правительства в Цхинвале вместе с основными министрами.

Линия отношений Москва-Цхинвал в юридическом смысле обладает межгосударственным статусом, что предоставляет определенный диапазон свободного маневрирования лидеру Ю.Осетии и правительству региона. При этом, в плане внешнеэкономического взаимодействия это не отношения двух независимых государств: например, когда одна страна дает кредит другой, как, например, европейские государства-доноры помогали Греции и потом внимательно изучали перспективы возврата долга, требовали сократить расходы, повысить налоги и т.д. С Южной Осетией, казалось бы, все проще, но, в тоже время, покрыто туманом неопределенности. Москву, судя по ее требованиям, явно не устраивает уровень компетентности югоосетинских партнеров, она не видит в них способности к долгосрочному планированию и именно эффективному освоению российской помощи, а не «распилу».

Не трудно сделать вывод, что Москва не слишком церемонится с югоосетинской элитой, всякий раз подчеркивая ее зависимое положение. В тоже время, она зависима от короткой скамейки и вынужденно тасует, по сути, одни и те же фигуры. В силу микроскопичности политического поля альянсы собираются из двух-трех группировок. Например, Алла Джиоева вице-премьер в правительстве Тибилова являлась главным раздражителем Кремля на выборах президента зимой 2011 года, в тандеме с Джамболатом Тедеевым их воспринимали в Москве как пятую колону «прозападно-прогрузинскую».

Кремлевская администрация была не довольна и фигурой действующего премьера. На эту должность Тибилов назначил главу самарской строительной компании «Амонд» Ростислава Хугаева. В Южной Осетии говорят, что его фигура стала компромиссом между властями республики и Москвой. Кураторы Южной Осетии в Москве настаивали на кандидатуре североосетинского предпринимателя Петра Хутиева, однако Цхинвал был против, памятуя, что за те два года, что Хутиев возглавлял «Южную дирекцию», занимавшуюся послевоенным восстановлением Южной Осетии, ситуация мало изменилась.

Или возьмем пресловутого Кокойты. Ему, как известно, Москва вынесла «красную карточку», но он имеет массу сторонников и ставленников в действующей правящей партии «Единство», контролирующей парламент. Недавно его видели вместе с Тибиловым на последнем звонке в школе-интернате, где выпускником был сын Кокойты. Независимые югоосетинские комментаторы стали переживать, не является ли это признаком возникновения нового ситуативного альянса, возвращающего Цхинвал в прежнее сверх коррупционное русло. Некоторые посчитали, что опубликованное в интернете их совместное фото «является символом прощения, дарованного расхитителям и казнокрадам нынешними руководителями, которые не прочь перенять опыт предшественников». При этом, на сайтах, симпатизирующих Кокойты, напротив, не скрывают восторга. Возможный тандем Кокойты-Тибилов здесь называют «союзом авторитета и мудрости» и высказывают уверенность, что это фото способно поднять авторитет действующего президента на невиданную высоту…

Посмотрим на отношения Москвы и Цхинвала с другой стороны. Цхинвал обоюдно не доверяет своим московским партнерам. В республике помнят, как под неусыпным контролем именно российских кураторов была разворована финансовая и материальная помощь. Присланные из Москвы управленцы и бизнесмены, как считают в Южной Осетии, были не лучше своих собственных.

Таким образом, Южная Осетия с удовольствием готова сохранить сложившееся положение дотационного региона, но, в то же время, стремится не позволить слишком втягивать себя под купол российского государства и пытается сохранить за собой самостоятельность по всем вопросам. В этом причина того, что Тибилов дал «отпор» пожеланию Путина сменить менеджмент и отказаться от союзнических отношений с бывшими и потенциальными политическими конкурентами.

Интересно и такое мнение местных политологов. Часть экспертов считает, что путинское давление на Тибилова – результат происков группировки экс-президента Кокойты. Она сохранила обширные связи в Москве, обладает внушительными материальными ресурсами, что позволяет ей бороться за контроль над действующим правительством. Исходя из этого, критиковать кабинет министров, поддерживать требование о его отставке означает поддержать прежнюю власть, от которой югоосетинскому обществу с таким трудом удалось избавиться в ноябре 2011 года

Какова цена вопроса?

Давление на Тибилова имеет политический и экономический аспект. В начале 2014 года стартует парламентская избирательная кампания. Ее итоги будут напрямую зависеть от конкретных результатов, с которыми команда Тибилова подойдет к выборам. Если распустить правительство, где представлены все политические группировки, поддержавшие Тибилова в ходе президентской избирательной кампании, то непонятно, с кем он пойдет на выборы в парламент. А если не распускать, то неясно, кто будет голосовать за эту команду.

Экономическая «цена» кабинета Тибилова тоже не маленькая по масштабам Ю.Осетии. Потенциально возможный объем российских вложений оценивается как минимум в $4 млрд. (по смете проектов двусторонней экономической Комиссии). Приоритетные отрасли: энергетика, машиностроение, лесопереработка, агропром и текстильная промышленность. Планируется создание специализированного таможенного органа РФ на территории Ю. Осетии (для контроля за товаропотоками). Три проекта застопорились на стадии технико-экономического обоснования. Речь идет об оценки рентабельности освоения месторождений руд цветных металлов и необходимого объема инвестиций в развитие курортно-туристического потенциала. И, наконец, самый амбициозный проект – строительство железной дороги Алагир (РФ) – Цхинвал, протяженностью 145 километров. Цхинвал полагает, что эта дорога потенциально может стать кратчайшим коридором между Россией и Закавказьем, но еще только предстоит создать транспортную инфраструктуру для обеспечения таких сложных инженерных решений как железная дорога в местных горах.

Перечисленные проекты, очень трудны для реализации в условиях Ю.Осетии. Необходим грамотный проектный менеджмент. Специалистов достаточного уровня квалификации в регионе нет, а присланные варяги, зачастую являются «агентами» распила. Необходимы, видимо, и новые методы контроля со стороны Москвы.

Третьего июня в Москве пройдет совещание в рамках Межправительственной комиссии, где будут обсуждаться корректировки инвестиционной программы и размеры ее дальнейшего финансирования. По итогам совещания, хотя бы косвенно, станет понятно, о чем договорились Тибилов и Путин в Сочи. И, договорились ли, вообще.

Александр Караваев - зам. гендиректора ИАЦ МГУ (Центр изучения постсоветского пространства)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net