Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

29.05.2013 | Михаил Агаджанян

Китай – Индия: и не друг, и не враг, а так...

Внешнеполитический курс нового руководства Китая отметился очередным показательным сигналом. После первого зарубежного визита вновь избранного китайского лидера Си Цзиньпина в Россию в текущем месяце последовало посещение новым премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном Индии.

География первых визитов китайских руководителей не означает смену региональных приоритетов и тем более качественные изменения в международном курсе Китая. Россия и Индия - крупнейшие соседи Китая, отношениям с которыми он придаёт традиционно особое значение.

Известное геостратегическое противостояние Пекина и Нью-Дели диктует свою специфику отношениям крупнейших держав в Восточной и Южной Азии.

Ротация китайских лидеров предоставила удобную возможность выйти на более сбалансированную систему отношений Китая и Индии, максимально дистанцировать их от точки политической и военной эскалации вокруг двусторонних проблем. И Пекин не преминул воспользоваться этой опцией.

Визит Ли Кэцяна тем более вписался в требования китайско-индийской повестки отношений с учётом вновь проявившего себя несколькими неделями ранее пограничного конфликта. В апреле дал о себе знать застарелый территориальный спор между двумя странами. На этот раз дело дошло до того, что подразделения китайской армии углубились в территорию, на которую претендует Индия. Конфликт удалось удержать в локальных рамках, стороны незамедлительно засвидетельствовали настрой разрядить ситуацию и восстановить в спорном районе статус-кво, существовавший там до середины апреля текущего года.

Визит китайского премьера в Индию одной из главных целей преследовал подтверждение в непосредственном контакте с руководством соседнего государства безальтернативности восстановления данного статус-кво. По итогам визита была зафиксирована необходимость заключения взаимоприемлемого соглашения по границам.

Результаты китайско-индийского саммита не свелись лишь к политическим соглашениям, направленным на удержание регионального баланса сил в устойчивом состоянии. Большое внимание было уделено экономической сфере развития двусторонних отношений. Была озвучена цифра прошлогоднего торгового оборота двух стран - $66,4 млрд., намечена цель по его увеличению к 2015 году до $100 млрд.

Как чаще всего бывает в схожих ситуациях межгосударственных споров, разворачивающихся между региональными «тяжеловесами», последние стараются нейтрализовать помехи в своих отношениях инструментарием налаживания экономических связей. Китай и Индия в этом контексте не являются исключением, а скорее типичным подтверждением правила. Но это правило обречено на прохождение постоянного теста по своей жизнеспособности.

Одной экономикой выровнять отношения двух держав до близкого к добрососедству уровня вряд ли достижимо. Груз внешнеполитических разногласий между Индией и Китаем, опосредованное участие третьих сил в их геостратегическом противостоянии сулят скорее нарастание проблем, чем их урегулирование в среднесрочной перспективе.

Индийская сторона демонстрирует большую настороженность к последним шагам Китая по стабилизации отношений. После визита Ли Кэцяна от индийцев чаще всего можно было услышать призыв относится к действиям китайского соседа, «протянувшего руку добрососедства через Гималаи», на максимально прагматичных позициях. Без переоценки реальной возможности восстановить отношения двух региональных оппонентов до долгосрочно устойчивой ситуации.

Сдержанный оптимизм индийцев не в последнюю очередь обусловлен практикой их политических отношений с китайцами. Восемь лет назад, в апреле 2005 года, когда предыдущий премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао посетил Индию, стороны также выражали готовность приступить к переговорам по урегулированию территориального спора. В ходе того визита было подписано соглашение по политическим руководящим принципам пограничного урегулирования и достигнута договорённость о регулярном диалоге по вопросам безопасности на уровне вице-премьеров. Но последовавшие в рамках процесса урегулирования встречи не дали ощутимого результата.

Индийцы понимают, что шаги новых китайских лидеров преследуют цель дистанцировать США и Индию от тесного партнёрства, нанизанного на стержень их взаимного интереса по сдерживанию Китая.

Сам Пекин и при новом руководстве не скрывает готовности к любым развитиям в регионе. Симптоматично, что сразу после визита в Индию китайский премьер отправился к своему стратегическому партнёру в Пакистане. Церемониал, соблюдённый пакистанцами в ходе визита Ли Кэцяна, а также результаты переговоров не оставили сомнений в том, что межгосударственные конфигурации на пространстве Восточной и Южной Азии, Среднего Востока остаются в привычных рамках. Самолёт премьера Госсовета КНР до посадки в аэропорту Исламабада от индийско-пакистанской границы сопровождали истребители ВВС Пакистана. Ли Кэцян подтвердил твёрдую поддержку Китая усилиям Пакистана, направленным на сохранение его независимости, суверенитета и территориальной целостности. Стороны вновь вывели в центральные темы своего диалога вопрос китайского базирования в пакистанском порту Гвадар.

Настрой Китая на корректировку курса в отношениях с Индией не снимает с повестки и другой, помимо пакистанского, фактор опосредованного влияния третьей силы на региональное оппонирование двух азиатских держав. США остаются в тесных военнополитических связях с Индией, в русле достигнутых двусторонних соглашений о постоянном стратегическом диалоге Вашингтона и Нью-Дели.

У американцев сохраняется значительный функционал влияния на «тактико-технические характеристики» отношений Китая и Индии. В этом контексте особо выделяется налаженный между ними и индийцами доверительный диалог вокруг поставок ядерной державе в Южной Азии новейших образцов военно-промышленного комплекса США. До визита Ли Кэцяна в Индию американцы не упустили случая, в частности, напомнить о возможности поставки индийцам истребителей пятого поколения F-35.

С первым зарубежным визитом китайского премьера общая конструкция взаимоотношений Индии и Китая не претерпела существенных изменений. Между двумя ядерными державами не может быть масштабного военного столкновения. Остаётся искать точки баланса сил, удержания статус-кво, приурочивая данный поиск к фактору ротации высшего китайского руководства и его «выхода в свет».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net