Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
31.05.2013 | Александр Ивахник
К съезду ОНФ – с громкой инициативой
По мере приближения учредительного съезда Общероссийского народного фронта его деятели пытаются дополнить ключевой для фронта лозунг социальной справедливости конкретными популярными инициативами. 30 мая группа депутатов-единороссов от ОНФ внесла на рассмотрение Госдумы поправку о снижении с 5 млн. до 3 млн. рублей стоимости автомобилей, начиная с которой будет взиматься повышенный транспортный налог («налог на роскошь»). В соответствии с поправкой, ставки транспортного налога для автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн. рублей и не старше трех лет должны вырасти в 1,5 раза.
Владимир Путин впервые высказал идею о введении налога на роскошь еще в ходе предвыборной кампании в начале 2012 года. Затем она прозвучала в послании президента Федеральному Собранию в декабре того же года. Наконец, Путин подтвердил эту идею во время «прямой линии» 25 апреля и призвал правительство поторопиться с ее реализацией. Вскоре Белый дом внес в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривали повышенный коэффициент транспортного налога для элитных автомобилей дороже 5 млн. рублей. При стоимости автомобиля от 5 до 10 млн. рублей ставка налога должна была возрасти вдвое, а при стоимости в 10-15 млн. рублей и возрасте до 10 лет либо стоимости свыше 15 млн. и возрасте до 20 лет – втрое. 21 мая правительственный законопроект прошел в Госдуме первое чтение. Однако практические следствия такого нововведения оказались бы более чем скромными. По оценке замминистра финансов Сергея Шаталова, под действие законопроекта подпадало бы всего 20-25 тысяч автомобилей, а прибавка поступлений транспортного налога, идущего в региональные бюджеты, составила бы лишь несколько сотен миллионов рублей.
Депутаты, представляющие в Госдуме ОНФ, пришли к резонному выводу, что предложения правительства «не отвечает реалиям современной российской жизни». В обосновании своей поправки они указали, что необходимо учитывать «общепринятое понятие роскоши, которое в стране со средней зарплатой немногим выше 27 тыс. руб. явно ниже указанных в законопроекте 5 млн. руб.». Один из авторов поправки, первый замруководителя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков заявил в этой связи: «Пять миллионов – это не роскошь, это сверхроскошь… До 3 миллионов рублей можно найти большое количество автомобилей, которые обладают всеми мыслимыми и немыслимыми наворотами. Свыше 3 миллионов начинается то, что я называю "русские понты". Это уже сверхроскошь. У человека такое количество средств, что было бы справедливым, если бы он оплачивал повышенный транспортный налог, который идет в Дорожный фонд». Надо признать, что предложение «фронтовиков» выглядит гораздо весомее правительственного с точки зрения пополнения региональных бюджетов. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2012 году в России было продано около 70 тыс. машин дороже 3 млн. рублей, общий объем их продаж оценивается в $8,7 млрд.
Судьба внесенной представителями ОНФ поправки пока не ясна. Источник «Коммерсанта» в Белом доме подчеркнул, что правительство намерено отстаивать первоначальный вариант. Вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк сообщил, что поправка фракцией еще не обсуждалась. Тем не менее, Вячеслав Лысаков подчеркнул: «Мы будем настаивать на этой поправке – и ОНФ, и, надеюсь, фракция в целом. Принятие закона уже не зависит от согласия и желания правительства, а зависит от парламента и президента, который подписывает закон». Более того, Лысаков сообщил, что депутаты-«фронтовиков» в ближайшие дни внесут в Госдуму законопроект о запрете чиновникам любого ранга покупать за бюджетные средства, через госзакупки, автомобили стоимостью свыше 3 млн. рублей. Другой член этой группы депутатов Ольга Тимофеева отметила, что и в регионах, и на федеральном уровне постоянно «возникают скандалы, когда за бюджетные деньги закупаются машины стоимостью 4-6 миллионов рублей, на это деньги находятся», в то время как чиновники постоянно говорят о нехватке денег на социалку. «Автомобиль им дается для служебных передвижений, и он, конечно, не должен быть устаревшей телегой, но и шикарным он тоже не должен быть. Если чиновники хотят шиковать, пусть платят из своего кармана», – добавила Тимофеева.
Эта идея представителей ОНФ находится в очевидной связи с постоянным разоблачением Алексеем Навальным и его Фондом борьбы с коррупцией объявляемых федеральными и региональными ведомствами тендеров на сверхдорогие автомобили. Все бóльшую известность приобретает выложенная на портале Российской общественной инициативы идея Навального запретить чиновникам покупать автомобили дороже 1,5 млн. рублей, которая уже собрала 65 тыс. подписей. Правда, «фронтовики», естественно, отрицают, что подготовленный ими законопроект – это реакция на активность несистемной оппозиции, и утверждают, что «3 млн. рублей – это адекватная цена» для чиновничьего автомобиля.
Совершенно очевидно, что главная задача ОНФ – сохранить массовую базу поддержки президента Путина. С этой целью «фронтовики» выступают и будут выступать с популистскими инициативами, призванными продемонстрировать заботу о «простых людях» в противовес оторвавшимся от народа начальникам и неумеренным аппетитам других элитных групп. Однако на практике ОНФ выдвигает предложения (вроде сокращения «золотых парашютов» и некоторого расширения зоны повышенного налогообложения роскоши) заведомо популярные, но не вносящие принципиальных изменений в государственные денежные потоки и сложившиеся социальные порядки. При этом деятели ОНФ старательно избегают говорить о мерах, в гораздо большей степени отвечающих целям социальной справедливости и способных привести к значимому пополнению скудеющего бюджета. Речь, в первую очередь, идет о возврате к прогрессивной шкале подоходного налога. Дело, видимо, в том, что любой реальный прогрессивный налог (реальный в плане размера дополнительных бюджетных поступлений) затронет интересы не только представителей крупного и среднего бизнеса, но и чиновников администрации президента и правительства, зарплаты которых в прошлом году выросли почти вдвое и сейчас достигают нескольких сот тысяч рублей. Для правящего режима это уже святое. А посягать на святое не могут себе позволить даже самые отважные «фронтовики».
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.