Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

05.06.2013 | Виталий Портников

Запасной Эрдоган

Появление турецкого президента Абдуллы Гюля в роли защитника демократии и «увещевателя» демонстрантов, вышедших на улицы Стамбула, Анкары и других турецких городов, было вполне предсказуемо. И дело не только в давнем соперничестве главы государства, не обладающего достаточными полномочиями для управления страной, и главы правительства, имеющего слишком много полномочий для этого управления. Дело в том, что Гюль и Эрдоган уже очень давно – может быть, даже без каких-либо специальных договоренностей – разыгрывают в турецкой политике роли «доброго» и «злого» следователя – и у них получается.

Реджеп Тайип Эрдоган – жесткий, непримиримый, упрямый, уверенный в своих силах. Гюль – гибкий, осторожный, склонный к компримиссам. У Эрдогана – все полномочия и авторитет лидера «политического ислама». У Гюля – президентская должность и умиротворяющие функции «вечно второго». Конечно, сегодня – Гюль не альтернатива Эрдогану, хотя в самом начале правления Партии справедливости и развития он замещал не имевшего возможность избраться в парламент лидера на посту премьер-министра. Но если Эрдоган действительно окажется главным раздражающим фактором во взаимоотношениях между светским обществом и приверженцами «политического ислама», у ПСР есть Гюль – в качестве успокаивающей альтернативы.

Парадокс ситуации состоит в том, что Гюль по сути – политик куда более исламский, чем Эрдоган. Эрдоган – из тех, для кого власть значит куда больше ценностей: просто он нашел для себя выгодную нишу в идеологии, которую разделяет сегодня большинство турок. Эрдоган – выходец из турецких низов, сделавший головокружительную карьеру не в последнюю очередь потому, что смог сделать неоисламские лозунги популистскими и понятными для тех, кто хотел бы «мягкой реставрации», молитвы под портретами Ататюрка. Гюль – часть той Турции, которая никогда не отказывалась от традиций, несмотря на требования генералов и меняющуюся городскую жизнь. Проще говоря, Эрдоган, несмотря на весь его исламизм – турецкий политик. А Гюль – политик османский. И его осторожность и мягкость – тоже из времени, когда чиновники старой империи умели маневрировать и красиво отвечать несогласным – не меняя в то же время стратегического курса. Гюль – сторонник демократии, которая не мешает. Почему бы сторонникам оппозиции не пройтись по улицам Анкары, что от этого изменится? Зачем лишать депутатских мандатов курдов, когда на их места придут такие же по убеждениям парламентарии? Почему нельзя выразить несогласие с проектом строительства парка?

По каждому из этих вопросов Эрдоган высказывался непримиримо – и этим обуславливались его конфликты с президентом и даже слова о недопустимости «двухголового правления». Но в этом конфликтном «двухголовом правлении» - один из секретов стабильности правящей в Турции партии и ее способности выглядеть такой, какой ее хочет видеть каждый отдельный сторонник или оппонент. Конечно, если Эрдоган избавится от Гюля – или если массовые протесты помогут Гюлю избавиться от Эрдогана – то этой стабильности поубавится. Но рядом с победителем уже вскоре возникнет новый Гюль. Или новый Эрдоган.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net