Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.06.2013 | Михаил Агаджанян
Приоритеты интеграции: специфика Армении
Отдельные страны-участники европейской программы «Восточное партнёрство» столкнулись с выбором приоритетной для них модели внешнеэкономической интеграцией. Выбор для них усложняется тем, что экономическая составляющая выяснения плюсов и минусов того или иного пути интеграции оттеснена на задний план. На передовые позиции в экспертных оценках и заявлениях государственных функционеров в большей мере выведены политические сюжеты.
В ситуации выбора оказалась Армения. Власти республики не могут чувствовать себя комфортно при противопоставлении внешними акторами вектора углублённой кооперации на постсоветском пространстве (Таможенный союз) построению экономической интеграции и политической ассоциации с ЕС. В действиях центров интеграционного притяжения прослеживаются именно оппонирующие сюжеты, исключающие совмещение Арменией двух путей своей углублённой интеграции с внешними рынками.
Подобный подход, отвергающий совмещение, особенно заметен в позиции европейских функционеров. К известным заявлениям из офиса Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, озвученным в декабре 2012 года, о том, что вступление Армении в Таможенный союз было бы несовместимо с соглашением об ассоциации, в последнее время добавлены и другие откровенные мессиджи. К примеру, по итогам своего визита в Ереван, 27 апреля этого года руководитель отдела Восточной Европы и Центральной Азии МИД Великобритании Колин Робертс отметил невозможность того, чтобы какая-либо страна вошла в глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли с ЕС и одновременно стала полноправным членом Таможенного союза на постсоветском пространстве.
Заявления российской стороны не столь категоричны, но и в них прослеживается мысль о необходимости определения Арменией того или иного пути интеграции. Кстати, определённости в Москве продолжают ждать не только от Еревана. Было время, когда в адрес Киева формулировки российских чиновников звучали не менее категорично. «Зеркальными» (от вышеуказанных комментариев европейских функционеров) заявлениями 26 апреля этого года отметился советник президента России Сергей Глазьев. По его словам, соглашение Украины с ЕС об ассоциации навсегда закроет возможность её участия в Таможенном союзе с Россией, Беларусью и Казахстаном.
Европейское направление интеграционных планов Армении отличается большей определённостью, которая прослеживается в череде уже имевших место и только планируемых мероприятий по присоединению республики к форматам ассоциации и зоны свободной торговли с ЕС.
Ассоциативный договор предполагает новую нормативную базу политических и экономических отношений Армении с ЕС. Он призван заменить собой предыдущие двусторонние соглашения Еревана и Брюсселя, установившие формат «соседствующего партнёрства». Это более глубокий уровень взаимодействия сторон с акцентом на политическое сближение. Досье под названием «экономическая интеграция» призван оформить режим «глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли».
Стороны определили условную «дорожную карту» реализации указанных форматов. Предполагается, что Соглашение об ассоциации будет парафировано на очередном саммите стран «Восточного партнёрства» 28-29 ноября 2013 года в Вильнюсе и окончательно подписано в первой половине 2014 года.
В июне 2012 года стартовали переговоры Армении и ЕС по Договору о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Завершение переговоров намечено на последние месяцы текущего года. На этом фоне поступательного прогресса в повестке «Армения – ЕС» перспектива интеграции республики в Таможенный союз только на пути обретения своих институциональных очертаний. Как следствие, Ереван и Москва пока не могут представить внешнему миру свою «дорожную карту», ведущую к расширению Таможенного союза на Южный Кавказ.
Два государства-союзники по ОДКБ и партнёры по СНГ приняли во многом компромиссное решение на нынешнем этапе ограничиться созданием рабочего органа – Смешанной комиссии. Мандат Комиссии сведён к выработке и дальнейшему представлению президентам двух стран рекомендаций по механизмам сотрудничества Армении с Таможенным союзом.
По сути, власти Армении уже определились в своих интеграционных предпочтениях. Осталось только найти компромиссные развязки в отношениях с Москвой и Брюсселем, достижение которых, однако, не представляется очевидным.
Армения стремится к военнополитической интеграции с Россией, отводит этому направлению роль одной из главных составляющих в обеспечении национальной безопасности республики. Подобную расстановку акцентов признают даже местные общественно-политические силы, придерживающиеся евроатлантического взгляда на многие события во внутренней и внешней повестках Армении. Помимо России нет иной внешней силы, которая на нынешнем, ближайшем и более отдалённых этапах могла бы предоставить Армении реальные гарантии внесения значительного вклада в обеспечении её национальной безопасности.
Но это не означает, что Армения будет связывать с выстраиваемыми Россией схемами экономической интеграции на пространстве СНГ такую же приоритетность, какая реализуется по линии военнополитической кооперации. Модель экономической интеграции с Европой ощущается армянской политической элитой как более эффективная. В отношениях с Европой она ищет существенного улучшения бизнес-среды на внутреннем рынке, максимального приближения условий для предпринимательства к европейским стандартам. Помимо указанного, интерес армянского руководства к европейским схемам интеграции обусловлен и перспективой продолжения кредитной подпитки экономики страны, испытавшей на себе рецидивы экономического спада и финансового кризиса на мировых рынках.
Оперируя образами, можно прийти к выводу о желании армянской стороны проводить с российскими союзниками военные учения, а с европейцами – консультации по повышению эффективности государственного управления и экономической отдачи при скудных природных ресурсах, но сильному интеллектуальному потенциалу ресурсов людских.
Не последнюю роль в таком разделении приоритетов играет фактор продолжения местными властями поиска сбалансированных путей развития отношений со всеми внешними центрами силы.
Система, при которой Армения военнополитически ориентируется на Россию, но стимулы экономического роста в приоритетном порядке ищет в отношениях с ЕС, стала бы идеальным решением интеграционной дилеммы армянских властей.
Однако, политическая и экономическая реальности свидетельствуют против упрощённых подходов. Экономические позиции России в Армении, возможно, прошли «точку невозврата», после которой не представляется возможным строить далеко идущие планы глубокой экономической интеграции республики с ЕС.
Россия – крупнейший торговый партнёр Армении, она абсорбирует 50% всех иностранных инвестиций в республике, где действует более 1300 предприятий с участием российского капитала. Экономическое участие России в таких стратегически важных для находящейся в сложном соседнем окружении Армении отраслях, как атомная энергетика, железнодорожные перевозки, связь, только укрепляет ощущение её долгосрочно твёрдых позиций на внутреннем рынке южнокавказской республики.
Если даже в отношениях Армения – ЕС вывести за скобки все иные направления экономического сотрудничества помимо сферы торговых связей, установления преференциальных режимов для обоюдного доступа товаров на рынки партнёров по интеграции, то и в этом случае вопросы не находят простых решений. Ибо представляется весьма проблематичным отделить пустившее глубокие корни внедрение российского капитала на армянском рынке от европейской схемы «глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли». Ведь находящиеся в стадии проработки соглашения с ЕС включают не только снятие торговых барьеров, но и гармонизацию законодательства и ведомственных нормативов в торгово-экономической сфере. А это чревато наслоениями и противоречиями между «стандартизацией» торговых отношений Армении с ЕС и Россией.
Проблематику интеграционного выбора для армянских властей задают такие политические факторы прямого и косвенного воздействия на принятие решений, как цена на российский газ для местного потребителя и возможные задействования Россией мер «миграционного стимулирования» для её потенциальных партнёров по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Москва на высшем политическом уровне уже сделала недвусмысленный намёк коллегам по СНГ, настраивающем их на дополнительное осмысление всех плюсов и минусов в выборе интеграционных приоритетов. Вспомним устную директиву президента России 18 апреля, предписавшую руководству ФМС, чтобы благами необременённого формальностями въезда своих граждан в Россию пользовались исключительно те республики, которые уже состоят или к 1 января 2015 года станут членами Таможенного союза.
Оба указанных фактора – цены на газ и введение возможных формальностей при пересечении границ – имеют для Армении значительное социальное звучание. Любые изменения в установившемся балансе интересов между Москвой и Ереваном, в котором немалую роль играют вопросы ценообразования на газ и свобода передвижения граждан, могут поколебать отношения двух стратегических партнёров на Южном Кавказе.
Налицо, необходимость самого взвешенного подхода, учёта специфики интересов партнёра при принятии стимулирующих к интеграции решений. Власти Армении в последнее время стали привлекать внимание российских партнёров именно к учёту специфики положения и интересов армянской государственности на Южном Кавказе. В этом можно было убедиться по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран в Москве 25 апреля. В те дни министр иностранных дел Армении обратил внимание на цели подписанного 10 апреля Меморандума о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Правительством Армении: определить, с учётом имеющейся специфики, модель сотрудничества Армении с Таможенным союзом, которая обеспечит практическое наполнение и взаимовыгодность.
Из всех участников «Восточного партнёрства» только в отношении к Армении и Украине нашёл своё проявление феномен особого интереса России к выбору указанными республиками той или иной модели экономической интеграции. Ереван и Киев в диалогах с Москвой стремятся найти взаимоустраивающие развязки, предлагая модель усечённой в институциональном и содержательном планах экономической интеграции. Нечто схожее со статусом заинтересованного наблюдателя, но не связанного жёсткими обязательствами члена интеграционного клуба. Украина предлагала формат своего участия в Таможенном союзе «3 + 1», Армения склоняется к идеи перенесения на этот Союз опыта её участия в ЕврАзЭС в качестве государства-наблюдателя.
Подобный настрой двух республик с конца мая нашёл свои зримые очертания. В последний день весны Евразийская экономическая комиссия и Украина подписали меморандум об углублении взаимодействия. Документ позволяет Киеву принимать участие в работе всех структур Таможенного союза и Единого экономического пространства. Украинская сторона заявила, что предоставляемый стране статус, по сути, не будет отличаться от статуса наблюдателя.
На схожем векторе нахождения взаимоприемлемых решений с членами Таможенного союза находится и Армения. 31 мая в Минске Россия и Армения зафиксировали общее понимание заинтересованности республики интегрироваться в продвинутые схемы на постсоветском экономическом пространстве. Для чего, по словам главы российского правительства, «нужно найти только подобающий формат соответствующего сотрудничества».
При этом обе республики, оказавшиеся в поле заинтересованного интеграционного внимания России, фактически уже сделали свой приоритетный выбор в пользу торгово-экономического сближения с ЕС, но однозначно не в ущерб для политических и военных отношений с Россией. Что касается Армении, то здесь считают оптимальным развитие двустороннего формата экономических отношений с Россией с параллельным вовлечением в многосторонние схемы углублённой торгово-экономической интеграции на европейском рынке.
Михаил Агаджанян – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.