Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

18.06.2013 | Валерий Выжутович

Учиться лоббизму

В конце минувшей недели в Подмосковье прошел трехдневный семинар по GR-менеджменту, или лоббированию. Семинар был организован администрацией президента и Сбербанком. В нем приняли участие главы российских регионов. Семинар включал в себя семь тематических блоков, например, такие: основы стратегического управления в XXI веке; создание среды и культуры, которые способствуют положительным изменениям; эффективное распределение полномочий; мотивация и управление персоналом…Главной задачей семинара было - научить губернаторов грамотно, аргументировано презентовать потребности своего региона, чтобы эти потребности в максимальном объеме удовлетворялись федеральным центром. То есть научить их цивилизованному лоббизму. Такому, какой существует во многих западных странах. Например, в США, где институт лоббизма закреплен на законодательном уровне, а порядок работы лоббистов регулируется государством.

В России же этого никогда не было и нет. Хотя попытки узаконить лоббизм предпринимались неоднократно. В 2012 году Дмитрий Медведев, будучи президентом, давал поручение Министерству экономического развития совместно с Минюстом и другими заинтересованными ведомствами организовать общественное обсуждение механизма формирования в России института лоббизма и подготовить конкретные предложения. Казалось, наконец-то будет принят закон о лоббизме, но дальше дискуссий в экспертном сообществе и парламентских кругах дело опять не продвинулось. Что же требуется, что вывести лоббизм из тени, придать ему престижный статус организационного и экспертно-консультационного предпринимательства?

В Госдуме однажды рассматривался и был отклонен законопроект, запрещающий производителям табака и алкоголя жертвовать на поддержку политических партий. Проект был, конечно, вполне популистским. Ну в самом деле. Запретишь королям табачного и алкогольного бизнеса оказывать партиям знаки специфического внимания - они начнут это делать через фирмы другого профиля. В связи с чем и контроль за источниками партийного финансирования путем ежегодных отчетов, включающих сведения о том, кто и сколько пожертвовал, тоже станет бессмысленным. Но если отвлечься от деталей, проблема была поставлена серьезная. Любая лоббистская деятельность должна осуществляться в рамках закона. Любая! Табачный бизнес в России сейчас на 85 процентов в руках иностранных компаний. Алкогольный рынок контролируется подчас не самым благопристойным контингентом. Тем не менее закон о лоббизме, если он будет принят, должен быть един для всех, а запрет финансировать политические партии распространяться на все бизнес-структуры без исключения.

Почему попытки узаконить лоббизм не имеют в России успеха? Тому немало причин. Во-первых, для начала следует провести четкую законодательную грань между лоббизмом и коррупцией. Во-вторых, все попытки упорядочить лоббистскую деятельность до сих пор предпринимались исключительно в популистских целях. В-третьих, многие предложения копируют американское законодательство, а слепое перенесение на российскую почву чужого опыта рождает мутанта. Ну и кроме того, в России немало людей, теневым образом лоббирующих чьи-то бизнес-интересы и получающих за это неплохое вознаграждение. Таким людям, разумеется, не нужны профессионалы-соперники, действующие открыто. На вопрос, почему лоббизм не желает выйти из тени, откровенно ответил один из депутатов: «Получил мужик от кого-то, предположим, пять тысяч долларов, две тысячи отдал жене, а три оставил себе на мужские развлечения. Никому не хочется, чтобы в его доходы совали нос».

Российские депутаты немало поработали на интересы конкурирующих финансово-промышленных кланов и политических групп. О том, что законодатели местного и федерального уровня занимаются теневым лоббизмом, давно известно. Что существуют «неформальные связи» отдельных депутатов и целых фракций с коммерческими структурами, тоже не секрет. Между теми, кто инвестирует в депутатский мандат, и теми, кто, оправдывая вложения, «правильно» голосует, существует наикрепчайшая связь.

А с другой стороны, люди бизнеса сами идут в политику, становятся депутатами. Бизнес очень озабочен своим дальнейшим развитием. И не видит для этого более эффективного способа, чем собственное проникновение во власть. В нынешнем составе Госдумы, как и прежде, немало весьма состоятельных людей.

Переход из бизнеса в политику и обратно наблюдается не только в России. Но лоббистским промыслом на Западе занимаются исключительно профессионалы. Например, в США половина профессиональных лоббистов - это бывшие сенаторы и члены конгресса. Уходя с государственных постов, они используют наработанный опыт и связи в интересах тех групп, которые их нанимают. И получают за это честно заработанный гонорар.

Полной и окончательной победы над теневым лоббизмом добиться, конечно же, невозможно. И не только в России - нигде. Это как с коррупцией, масштабы которой в лучшем случае можно уменьшить, а полностью ее искоренить все равно не удастся. Но пока лоббизм в России не выйдет из тени, он не будет свободен и от коррупции.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net