Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.11.2005 | Георгий Ковалев

ПОСКОЛЬЗНЕТСЯ ЛИ "РОДИНА" НА АРБУЗНОЙ КОРКЕ?

И все-таки конец осени 2005 года, как и обещали в августе активисты Союза молодежи "За Родину!", намекая на выборы в Мосгордуму, будет жарким. Правда, еще пару недель назад на прямые вопросы, когда же именно будет жарко, они, понурив головы, предпочитали скромно промолчать. Оставалось только гадать: то ли молодежная "Родина" опять занимается популизмом, делая столь громкие заявления, то ли она действительно готовит нечто грандиозное (а-ля "помаранчова революция"), приуроченное к выборам 4 декабря. Для многих ответ был очевиден - популизм. Между тем события последних дней говорят о том, что градус избирательной кампании в Москве действительно повышается.

Если еще десять дней назад кампания по выборам депутатов Мосгордумы развивалась по инерционному сценарию (в информационном поле присутствовал только фаворит избирательной кампании - "Единая Россия", в то время как все остальные политические силы, по сути, были пассивны), то с начала агитационного периода в СМИ многое изменилось. Прокат агитационного ролика "Родины" под названием "Очистим город от грязи" вызвал большой резонанс как в СМИ, так и среди наблюдателей, расценивших его содержание в качестве недопустимого, разжигающего межнациональную рознь.

Тридцатисекундный агитационный ролик "Родина" был продемонстрирован на телеканале ТВЦ. И его содержание действительно неоднозначно: осенний парк, на скамейках сидят четверо мужчин, которые едят арбуз и разбрасывают вокруг арбузные корки. Мимо проходит молодая женщина с коляской, в адрес которой один из мужчин с акцентом, напоминающим кавказский, бросает: "Понаехали тут!". Со стороны за всем этим наблюдают лидер "Родины" Дмитрий Рогозин и его коллега Юрий Попов. Возмущенный увиденным, Рогозин обращается к мужчине, бросившему арбузную корку: "Подними и убери за собой!" После того как реакции со стороны нарушителей чистоты не последовало, Попов подходит к одному из мужчин, кладет к нему на плечо руку и спрашивает: "Ты русский язык понимаешь?" Финальный слоган - "Очистим наш город!" (на экране - "Очистим Москву от мусора!").

По просмотру этого ролика возникает вопрос, действительно ли этот агитационный продукт содержит прямой призыв к межнациональной розни. Собственно говоря, именно с этим вопросом телеканал ТВЦ и обратился в Мосгоризбирком. После этого, как заявил вице-президент ТВЦ Вячеслав Мостовой, московская прокуратура запросила все материалы по этому видеоролику для проведения экспертизы.

Как бы там ни было, появление этого ролика стоило ожидать от "родинцев", еще в сентябре провозгласивших главным слоганом своей избирательной кампании утверждение "Москва для москвичей!". Вместе с тем до последнего времени националистическая тема избирательной кампании "Родины" была отодвинута на второй план. Дело в том, что, начиная с 2003 года, этот партийный брэнд имел две составляющие, социальную и националистическую. Однако именно социальные темы - "природная рента" и "борьба с олигархами" - обеспечили "Родине" успех на выборах в Госдуму.

По сути, с раскрутки социальных тем "родинцы" и начали свою избирательную кампанию в Москве: точечная застройка и дешевое жилье, проблемы молодежи и "пробок" на дорогах, игорный бизнес, социальные пособия, увеличения бюджета и проч. Во всех этих случаях "козлом отпущения" была столичная бюрократия, погрязшая в коррупции и казнокрадстве. Однако, несмотря на множество проблем, столичные власти вполне достойно справляются с их решением. А потому для "Родины", равно как и для любой другой партии, обыгрывание тем избирательной кампании в рамках хозяйственной повестки дня мало что давало.

В этой связи, пожалуй, единственным шансом "Родины", имеющим весомые электоральные перспективы, являлась активизация второй составляющей ее брэнда - националистической. Однако вводить эту составляющую в оборот нужно было крайне аккуратно, учитывая российские реалии. Это, собственно, и происходило: сначала появились высказывания Дмитрия Рогозина в СМИ на тему нелегальной миграции, ну а потом - и тот самый ролик, призывающий очистить Москву от мусора.

Примечательно, что с технологической точки зрения, данный агитационный ролик выдержан в духе стратегической линии всей избирательной кампании "Родины", которая проходит под общим слоганом "Очистим Москву от…" (мафии, коррупции, бюрократии и… мусора).

В контексте же всей агитационной кампании - призванной, судя по всему, позиционировать партийный список "Родины" в качестве эдакой народной дружины (с метлами в руках), борющейся за чистоту Москвы - тема "мусора" в принципе должна приобрести именно прямую, с юридической точки зрения чистую коннотацию, а не косвенную - ксенофобскую, шовинистическую и т.п. Хотя все прекрасно понимают, что к чему.

Призывает ли этот видеоролик к межнациональной розни? Как говорят главные герои этого агитпродукта, "дело каждого смотрящего, то есть каждый увидел в ролике то, что хотел". В этическом смысле, несомненно, призывает. А вот в юридическом, вероятно, нет - в любом случае это будут решать специалисты. Привязываться к вопросу Юрия Попова ("Ты русский язык понимаешь?") в попытках уличить того в шовинизме, как представляется, бессмысленно. Где уж действительно перегнули "родинцы", так это в фоновой музыке (стилизованная лезгинка - явный намек на национальную принадлежность сидящих на лавках) и во фразе одного из мужчин с характерным головным убором - "Понаехали тут".

Если реально взглянуть на вещи, "Родина" - сплошное конъюнктурное образование. Само возникновение этой партии на волне раздутого антиолигархического психоза - это своего рода чудо. В этих же терминах (чудо, везение) можно говорить о "Родине" и сейчас, в преддверии выборов в Мосгордуму. Во Франции уже вторую неделю продолжаются массовые беспорядки "понаехавших", а основной темой кампании родинцев является борьба с "мусором". Российские СМИ, хотят они того или нет, в этой ситуации автоматически повышают рейтинг Рогозина. Повестка дня меняется на глазах, и главной задачей для "Родины" является не выскочить из этого "мэйнстрима" и парировать выпады со стороны оппонентов, уже намекающих на то, что высказывания Рогозина приведут к событиям, по сравнению с которыми французские погромы покажутся цветочками.

Сегодня появились предположения, что после проведенной прокуратурой экспертизы списку "Родины" грозит снятие с предвыборной гонки. Только вот если "родинцев" - при всей очевидной этической небезупречности методов ведения их избирательной кампании - дисквалифицируют, хуже будет всем. В такой ситуации можно и "помайданить", о чем уже предупредил Рогозин. Тем более что вопрос нелегальной миграции волнует очень многих москвичей. И тогда конец осени в Москве будет действительно жарким.

"Родина", может, и поскользнется на арбузной корке, но вместе с ним может поскользнуться и Москва.

А для того, чтобы закрепить свой конъюнктурный успех и вместе с тем снять с себя обвинения в фашизме и ксенофобии, Рогозин вместе с Союзом молодежи "За Родину!" мог бы провести завтра какую-нибудь миролюбивую акцию. Ведь 9 ноября - международный день борьбы с фашизмом и антисемитизмом. С них станется.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net