Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

04.07.2013 | Михаил Агаджанян

Реакция Либермана

К продолжающейся турбулентности в Египте соседи крупнейшей арабской страны относятся с настороженностью. С начала египетской революции одним из наиболее внимательных внешних наблюдателей за развитием ситуации в 80-ти миллионом государстве стал Израиль. Оценки и подходы израильской стороны являются своеобразным индикатором, в котором высвечивается отношение США и его главного ближневосточного партнёра к египетским событиям.

В январе-феврале 2011 года, когда на повестке стоял вопрос ухода президента Египта Хосни Мубарака, израильское внешнеполитическое руководство посылало внешнему миру чёткий сигнал своей однозначной обеспокоенности. После отставки Мубарака и создания в Египте относительно сбалансированной внутривластной системы с участием военных страны, оценки Израиля потеряли былой алармизм. Возможно, рубиконом в позиции Израиля стал сентябрь 2011 года, когда его дипмиссия в Каире подверглась нападениям толпы. Из этого инцидента Израиль сделал для себя важные выводы.

Главный дипломат Израиля Авигдор Либерман в апреле 2012 года заявлял, что происходящее на южной границе Израиля с Египтом вызывает у него гораздо более серьёзные опасения, чем ядерная программа Ирана. Как сообщили израильские СМИ, Либерман призвал премьер-министра Биньямина Нетаньяху восстановить расформированный после подписания мирного договора с Египтом Южный корпус Армии обороны Израиля, направив к границе три-четыре дивизии.

В дальнейшем израильский курс на поиск стабилизационных элементов в отношениях с соседом сохранил актуальность. Роль военных Египта, с которыми за долгие годы президентства Мубарака у израильтян сформировался тесный контакт, не должна быть нивелирована новыми политическими властями страны до положения сугубо вооружённых сил. Армии Египта следует сохранить свою роль в качестве стабилизирующей политической силы. В этом интерес США и Израиля совпал. Причём совпал в тот момент, когда подходы двух союзников на Ближнем Востоке стали всё чаще отдаляться друг от друга в вопросе урегулирования палестино-израильского конфликта.

Действия президента Египта Мухаммеда Мурси в августе прошлого года, когда с поста министра обороны был уволен Хусейн Тантави, стали очередным тревожным звонком для Вашингтона и Тель-Авива. Прошедшие перестановки в военном командовании страны сохранили проамерикански настроенных генералов на высших армейских постах. Тем не менее, код поведения новых властей Египта по оттеснению военных на задний политический план был введён. А это уже представляло серьёзную угрозу для поддержания статус-кво в египетско-израильских отношениях. Ровный характер последних можно рассматривать в качестве одной из важнейших опор для стабильности на Ближнем Востоке. Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 года и мирный договор между Израилем и Египтом 1979 года создали совершенно новую ситуацию в отношениях двух стран и во всём регионе. Эти соглашения открыли для США новые возможности, в том числе и по части создания паритетных военнополитических связей с Египтом и Израилем.

Президент Мурси не был замечен в откровенно враждебных к Израилю действиях. Сложные египетско-иранские отношения в ходе его пребывания у власти не претерпели качественных изменений в сторону улучшения. Мурси не создал израильтянам серьёзные сложности и на палестинском направлении. Контрабанда оружия по подземным тоннелям из Египта в Сектор Газа продолжилась. Однако, палестинское движение «Хамас» не получило от новых властей в Каире настраивающих на эскалацию с Израилем сигналов. Военная активность исламистских группировок на Синайском полуострове имела место, впрочем, без выхода за рамки локальных проявлений. Таким образом, первоначальные сомнения Израиля по поводу неспособности президента Мурси и его команды сохранить мирный договор с израильтянами в неприкосновенности потеряли остроту. Но не отпали полностью. Вашингтон и Тель-Авив не могли допустить любого поползновения, даже в отдалённой перспективе, на незыблемость мирного статус-кво в египетско-израильских отношениях.

Внешний фактор влияния на последние события в Египте не является доминирующим. Между тем, американцы и израильтяне извлекли урок из последствий первой волны египетской революции, когда казалось бы «железобетонный» режим Мубарака был свёрнут за считанные недели. Ставка на военное сословие Египта, сохранение его роли «честного маклера» в общей внутриполитической нестабильности самой населённой арабской страны, куда с 1979 года США направили в виде военной и иной помощи около 70 млрд. долларов, была для американцев и израильтян изначально безальтернативной.

Тут вновь можно вспомнить о главном дипломате Израиля Либермане. По причине нахождения под судебным разбирательством ныне занимающий пост председателя комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне Либерман продолжает оказывать влияние на внешнеполитический курс Еврейского государства. 3 июля, в день взятия египетской армией политической инициативы в свои руки, Либерман заявил о нейтральной позиции своей страны к внутриегипетским событиям. Вместе с тем, Либерман подчеркнул особую заинтересованность Израиля в стабильности соседа, «который контролирует всю свою территорию, включая Синай».

Установить эффективный контроль над всей территорией Египта может только армия. Для США и Израиля на нынешнем этапе представляет интерес распространение стабилизационной роли египетской армии с площади Тахрир на Синайский полуостров. Система паритета в отношениях Египта и Израиля должна быть продолжена Соединёнными Штатами. В Вашингтоне не видят других альтернатив, в Тель-Авиве также.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net