Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.07.2013 | Михаил Агаджанян
Турция – ЕС: когда процесс важнее результата
Вступление Хорватии в ЕС дало турецкому руководству лишние поводы почувствовать себя обделённым. Хорватия и Турция стартовали в переговорах с ЕС о членстве одновременно - 3 октября 2005 года. Если оглянуться в более отдалённое прошлое, то картина для турецкой стороны выглядит вовсе удручающей. Страна получила статус кандидата в декабре 1999 года, а стучится в дверь Объединённой Европы с середины 1980-х годов.
Перед отлётом в Загреб для участия в церемонии принятия Хорватии 28-м членом в европейскую семью министр по вопросам евроинтеграции, глава делегации Турции на переговорах с ЕС Эгемен Багыш озвучил позицию своей страны. В турецкой интерпретации, вступление в ЕС откладывается по политическим причинам.
Политизация вопроса отвечает интересам Турции в том ключе, что на неё удобно списать все сложности многолетних переговоров с ЕС. Эти сложности появились практически сразу после получения страной статуса кандидата. Осенью 2006 года всплыла тема неразрешимых турецко-кипрских отношений. Кипр стал первым и до сих пор одним из наиболее труднопреодолимых препятствий на пути членства Турции в ЕС. Анкара не идёт на выполнение протокола о расширении таможенного союза с ЕС в отношении Республики Кипр. Первое приостановление переговоров Турции и ЕС по членству произошло в декабре 2006 года. Причина – нежелание Анкары открыть свои морские и воздушные ворота для кипрских судов и самолётов.
Далее на передний план разногласий Турции и ЕС постепенно продвинулась тема несоответствия страны на стыке Старого Света и Азии европейским демократическим стандартам. Целые разделы из объёмного переговорного досье (общим числом в 35 глав) были «заморожены» именно по мотивам нарушения прав человека, ущемления национальных меньшинств, отсутствия свободы слова, контроля власти над СМИ. За минувшие восемь лет удалось закрыть только одну переговорную главу из 35-и.
К нынешнему этапу Анкара и Брюссель подошли на новой волне разногласий. Последние события в Турции вокруг выражения недовольства гражданами страны на улицах крупных городов и ответной жёсткой реакции властей дали Брюсселю новые основания для критики партнёра на переговорах. Как можно понять, в настоящее время в авангарде данной критики с правозащитным уклоном стоит Германия. Её нынешнее руководство в лице блока ХДС-ХСС дистанцировалось от позитивного для себя и всей Европы в целом восприятия перспективы вступления Турции в ЕС. Христианские демократы во главе с Ангелой Меркель фактически дезавуировали позицию своих предшественников социал-демократов, которые традиционно благожелательно относились к вопросу членства Турции. Меркель можно считать проводником «доктрины» замены статуса члена для Турции на положение «привилегированного партнёра». Эта идея находит всё больше сторонников в лагере политически и экономически весомых национальных голосов в ЕС.
В конце предыдущего месяца на встрече министров иностранных дел государств ЕС было принято решение об очередной отсрочке переговоров с Турцией. На этот раз за ориентир возобновления переговоров взят октябрь текущего года, когда выйдет очередной доклад ЕС по прогрессу Турции на пути к членству. Ничего хорошего он ей не сулит. В этом легко убедиться, сравнивая критику страны в предыдущих докладах с тем, что только обострилось внутри неё на текущем этапе. В прошлогоднем докладе ЕС отмечались многочисленные проблемы в связи с нарушениями в Турции демократических принципов и прав человека.
Несомненно, Германия и другие адепты «доктрины привилегированного партнёрства» не преминут возможностью воспользоваться случаем для выдачи очередной порции жёсткой критики в адрес Турции через считанные месяцы.
Есть версия, что Турция смирилась с ролью «вечного кандидата» без реальных шансов на вступление в ЕС. В частности, немецкие эксперты указывают на суть текущего момента, который лежит в плоскости голого политического расчёта. Турция стала осознавать, что ситуация подвешенности вопроса членства в ЕС даёт интересные возможности продвинуть собственные внешнеполитические позиции. Прежде всего, на ближневосточном направлении, в отношениях с арабским миром и Соединёнными Штатами под призмой их ближневосточной политики.
Могла бы Турция, вступив в ЕС, быть настолько активной в регионе, как это можно наблюдать с её стороны достаточно длительное время? Ведь тогда на повестку встал бы императив следования Анкарой общеевропейской позиции по вопросам внешней политики и безопасности. А для большой страны с большим региональным «аппетитом» это сдерживающий фактор. Не следует забывать и турецкие амбиции по части становления в качестве энергетического хаба на стыке Европы и Азии. Единая энергетическая политика ЕС также может стать для Турции сдерживающим фактором на пути обретения указанной «срединной» роли с претензиями распределять энергоресурсы, а не быть лишь бенефициарием от их транзита.
Турецкое руководство не строит иллюзий в вопросе получения статуса члена ЕС. Хотя с его стороны уже была обозначена условная «красная линия» в виде 2023 года, к которому Турция или станет частью ЕС, или окончательно откажется от этой перспективы, но это скорее тактические ходы. Стратегия, если, конечно, она окончательно сформирована Турцией, лежит в другой внешнеполитической плоскости. Анкаре важно за эти 10 лет, до даты 100-летней годовщины образования Турецкой республики, выжать максимум из процесса, а не результата переговоров с ЕС. Процесс вялотекущих переговоров сохраняет свободу маневра, даёт возможность игры сразу на нескольких геополитических направлениях. Совсем не случайно несколько месяцев назад из Анкары поступил сигнал о её склонении к евразийским схемам интеграции. К примеру, в рамках ШОС. Данный сигнал был подан на очередной волне разочарованности Турции в позиции ЕС на переговорах о членстве.
Официальные турецкие лица прямо заявляют, что для них важен не результат, а процесс евроинтеграции. Правда, подобная расстановка акцентов подразумевает тягу «вечного кандидата» стать более демократичным, двигаться по пути следования европейским стандартам демократизации. Это на уровне политических деклараций. Реальное положение дел в вопросе приоритета процесса перед результатом не терпит широкой огласки. В тандеме «Турция – ЕС» идёт позиционная игра, в рамках которой ни одна из сторон не желает предопределять свои будущие шаги.
Михаил Агаджанян - политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.