Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.07.2013 | Михаил Агаджанян
США – «Манас» – Турция: возможны варианты
Уход США из Центра транзитных перевозок кыргызского аэропорта «Манас» не представляется однозначным. Принципиальное решение Бишкеком принято, оно оформлено законодательным актом. Все последние месяцы руководство республики не отклонилось от поставленной ранее цели исключить военную составляющую эксплуатации «Манас» американцами к июлю 2014 года. Вместе с тем, снятие военной составляющей не означает, что аэропорт перестанет интересовать внешние силы на предмет использования его транзитных возможностей, в более широком плане – укрепления своих позиций в Кыргызстане и в Центральной Азии в целом.
Бишкек не собирается закрывать транзитный потенциал аэропорта. Он стремится сбалансировать свои отношения с Россией и США, совместить свой статус члена ОДКБ с новым форматом использования возможностей «Манаса» ровно через один год.
США покидают «Манас», хотя и здесь кыргызские эксперты и их зарубежные коллеги оставляют место для вариантов. Американцы могут передать эстафету пользования аэропортом своим евроатлантическим партнёрам. В этом контексте всё чаще упоминается Турция, выстроившая в президентство Алмазбека Атамбаева продвинутые отношения с Кыргызстаном. Возможны варианты от совместности эксплуатации аэропорта внешними силами в гражданских целях с неким военным «оттенком» до наделения, например, России исключительными правами на использование Центра перевозок. Последнее представляется маловероятным. Бишкек заинтересован в создании для внешних региону сил точек совместности действий. А помимо «Манаса» у него таких ресурсов нет, и в ближайшее время не предвидится.
Фактология внешнеполитических контактов с участием высшего кыргызского руководства даёт серьёзные основания предположить развернувшуюся конкурентную или близкую к ней борьбу внешних акторов вокруг «Манаса». США и Турция кооперируют свои действия в этом вопросе. С выдвижением версии о намерении Анкары закрепиться в Центре транзитных перевозок к лету 2014 года в новом качестве эксперты вспомнили активность турецкой стoроны в мае 2009 года. Тогда Кыргызстан с визитом посетил президент Турции Абдулла Гюль. Одной из целей визита стало сохранение Бишкека в рамках предыдущих договорённостей с американцами по военному транзиту на Афганистан через «Манас». Этап американо-турецких отношений к моменту весны 2009 года располагает к предположению подобных порывов турецкой дипломатии. Несколько месяцев после первой инаугурации президента Обамы можно считать «ренессансом» американо-турецких отношений, которые не отличались устойчивостью при предыдущей администрации Белого дома. В апреле 2009 года Обама одним из первых зарубежных визитов посетил Турцию, где выдвинул идею «модельного партнёрства» США с этой страной.
На нынешнем этапе Вашингтон и Анкара, возможно, поменялись ролями. Теперь американцы задействовали свои дипломатические ресурсы для продвижения турецкой кандидатуры к занятию новых позиций в «Манасе». В апреле текущего года Бишкек посещает премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. В свoих публичных заявлениях по итогам визита он подчёркивает, что тема «Манаса» не вошла в повестку переговоров с кыргызским руководством. Эрдоган охарактеризовал вопрос как сугубо американо-кыргызский, в который Турция вмешиваться не намерена. Между тем, турецкий премьер заявил о готовности своей страны помочь Кыргызстану в преобразовании аэропорта «Манас» в гражданский хаб. Эрдоган также заверил кыргызских партнёров в намерении продолжить сотрудничество по военно-технической линии и в сфере безопасности.
С недавних пор Турция стала внешним спонсором Кыргызстана, выделяющим центральноазиатской республике кредиты и списывающей её прошлые долги. Турция предоставила республике финансовую поддержку на $106 млн. и в 2011 году простила долг в $50 млн. После апрельского визита Эрдогана в Бишкек президент Атaмбаев в прошлом месяце посетил Турцию. Официальная версия – поправка здоровья. Но это не помешало ему провести встречи с турецким руководством.
В дни, когда кыргызский парламент был занят денонсацией соглашения с американцами по «Манасу», в Бишкеке были замечены отставные руководители Пентагона, в своё время снискавшие себе имидж «ястребов». Бывший министр обороны Дональд Рамсфельд, нередкий гость республики во времена своего министерства (2001 – 2006 годы), на этот раз находился в кыргызской столице с частным визитом. Для прочтения лекции местным студентам.
В какой-то степени Вашингтон может быть более заинтересован в турецком присутствии в «Манасе», чем даже сама Анкара. Расчёт весьма прост. Снятие евроатлантического фактора из вопроса продолжения эксплуатации аэропорта приведёт к занятию освободившейся ниши другой внешней силой. С учётом членства Кыргызстана в ОДКБ, наличия на территории республики Объёдинённой военной базы России не трудно предположить у кого наиболее реальные шансы занять эту нишу.
Турция для американцев на нынешнем этапе идеальный «заменитель» (или «дополнитель») на «Манасе». Турецкая сторона через свою компанию «Serka» строит в аэропорту аэронавигационный комплекс. На конец первого квартала этого года сообщалось, что работы по возведению комплекса турецкая компания выполнила на 80%. Окончательная сдача объекта планируется на середину 2014 года. Кстати, «Serka» является подрядчиком Пентагона.
В ход может быть запущен и внешнеполитический аргумент. Ведь Турция не только страна-член НАТО, с апреля 2013 года она вступила в права партнёра по диалогу ШОС. Главная цель США в вопросе лоббирования Турции как«преемника» или в ином качестве вокруг «Манаса» – это сталкивание её с Россией в Кыргызстане. Там, где турецкая сторона добилась наибольшего продвижения своих политических и экономических позиций в Центральной Азии.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.