Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.07.2013 | Николай Пахомов
Сирийские заботы Вашингтона
Происходящее сегодня в Сирии сполна демонстрирует многие особенности современных международных отношений, главной из которых, пожалуй, следует назвать (и в этом опять-таки убеждает сирийская гражданская война) сокращение возможностей даже влиятельных сил не только контролировать, но и понимать происходящее. Сирийский хаос словно приоткрывает завесу будущего над судьбой Ближнего Востока. Зрелище открывается пугающее.
В последнее время многочисленные победы сирийской армии признают даже самые ярые противники режима Асада. Причин этих побед называется множество, главная среди них –нарастающая взаимная вражда между группами повстанцев. Если ещё недавно говорили о существование двух основных групп противников Асада (исламистов и светских оппозиционеров), то сегодня картина становится всё более запутанной.
Утверждать что-либо однозначно становится всё сложнее, однако очевидно, что исламисты активно ведут вооружённую борьбу уже друг с другом. Однако куда менее понятно, кто, когда, с кем и почему воюет. Ясно, что силу набирают относительно умеренные исламисты, являющиеся, как правило, уроженцами Сирии. У этих группировок всё больше трений с фанатиками из-за рубежа. Но зачастую провести черту, различить представителей этих двух лагерей всё сложнее. Более того, ясно, что сирийские исламисты не могут обходиться без помощи из-за рубежа, следовательно, уж очень усердствовать в борьбе с чужаками они также не могут.
Очевидными проигравшими в складывающейся ситуации становятся так называемые умеренные или светские повстанцы, всегда уступавшие числом, уровнем организации и военными успехами исламистам. После гибели в начале июля командующего этими силами, судя по всему, застреленного одним из командиров исламистов, а также нескольких случаев нападения на штабы «Свободной сирийской армии», так называемые умеренные группы, о согласии поставлять оружие которым объявила администрация Обамы, производят особенно жалкое впечатление – всё более значительным становится переход бойцов «Свободной сирийской армии» в отряды исламистов.
Неудивительно, что нет ясности и с началом этих поставок. Во-первых, группа конгрессменов, не испытывающих энтузиазма по поводу участия США в сирийской гражданской войне, некоторое время оттягивала парламентскими запросами к представителям администрации окончательное решение по поводу поставок. Во-вторых, и после принятия этого решения Соединённые Штаты действуют медленно: планировалось, что поставки начнутся в августе, но сейчас и этот срок ставится под сомнение. По-прежнему главные вопросы возникают по поводу того, как будет обеспечено целевое попадание американского оружия в руки «правильных» повстанцев, а не террористов. (Обилие последних в Сирии не является секретом уже и для Вашингтона.)
Однако, несмотря на все трудности повстанцев, обещать скорую победу Асада пока также не приходится. Сирийским властям сегодня противостоят не только и не столько сирийские повстанцы, сколько богатые исламистские монархии Персидского залива. Какими бы ни были успехи сирийской армии, монархии эти обладают достаточными свободными средствами для противостояния Асаду. В Соединённых Штатах постоянно можно наблюдать вспышки истерии отдельных политиков, утверждающих, что Америка должна полноценно помогать сирийским повстанцам, если Иран и (самое комичное в таких заявлениях) Россия вовсю помогают Асаду. При этом ясно, что, если кто может рассчитывать на неограниченную помощь из-за рубежа, так это исламисты, воюющие с официальным Дамаском. Несколько уравновесить положение могла бы материальная помощь поддерживающим Асада шиитам из шиитского Ирака, сегодня получающего всё большие прибыли благодаря торговле нефтью. Однако даже при таком развитии событий Ирак едва ли способен тягаться с той же Саудовской Аравией или даже Катаром.
Таким образом, есть все основания прогнозировать всё более кровавый и затяжной характер сирийской гражданской войны. Но куда опаснее даже не это – сегодня ясно, что серьёзные и влиятельные игроки мировой политики, включая США, не могут не только повлиять на события выгодным себе образом, но и в принципе разобрать в происходящем. В последнем убеждает постоянная путаница в сообщениях СМИ и заявлениях официальных лиц по поводу ситуации в Сирии.
Сирийская гражданская война - только предвестник грядущих проблем на становящимся на всё менее предсказуемом Ближнем Востоке. В Вашингтоне хватает разумных людей, понимающих, что Америка рискует застрять в Сирии надолго. Именно поэтому начало реальных поставок оружия в Сирию постоянно откладывается, а сам объём этих поставок постоянно пересматривается в сторону сокращения.
Однако в международном публично-политическом пространстве США уже стали участником сирийской гражданской войны. Более того, учитывая историю и нынешний уровень вовлечённости США в решение судеб Ближнего Востока у официального Вашингтона нет никакой возможности остаться в стороне от происходящего – так или иначе действовать всё равно необходимо. Однако сегодня дождаться чего-то вразумительного из Белого дома можно едва ли. В своём нынешнем состоянии политическая элита США во главе с Бараком Обамой хронически не способна вырабатывать и реализовывать сложные и неприятные решения. Сегодня политический успех в США определятся другим – умением быстро собрать деньги на выборы, сказать пару-тройку эффектных речей, эффективно использовать Твиттер и другие социальные сети для, как это говорится, «воодушевления базы».
Но всё это во внешней политике совершенно не помогает. В отличие от, например, Великобритании, всё более ясно заявляющей, что помогать оружием повстанцам Лондон не будет, а Асад способен сохранить власть на годы вперёд, Америка не может устраниться от происходящего на Ближнем Востоке. В ближайшее время станет ясным, способен ли сегодня официальный Вашингтон продемонстрировать внешнеполитические способности, отвечающие высоким требования двадцать первого века.
Николай Пахомов – политический обозреватель, публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.