Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.08.2013 | Нана Гегелашвили
Новый виток российской политики на Южном Кавказе
Состоявшийся 13 августа 2013 г. визит российского президента Владимира Путина в одну из ключевых стран Южного Кавказа – Азербайджан и сопровождавшая президента солидная российская делегация, в состав которой вошли представители первого эшелона государственной власти и крупного бизнеса, в очередной раз продемонстрировали то колоссальное значение, которое этот регион продолжает иметь для Москвы. А оно напрямую связано с крайне выгодным геополитическим положением Южного Кавказа, особенно в период высокой нестабильности по всему его периметру.
Ведь кольцо, опоясывающее Большой Ближний Восток, ядром которого является Южный Кавказ, состоит из нескольких «звеньев». Это и иранская проблема, и страны «арабской весны», и Афганистан и, наконец, российский Северный Кавказ, напрямую связанный с проблемой безопасности РФ. С учетом крайне непростых российско-грузинских отношений, а также некоторой размолвкой между Россией и Арменией, вызванной стремлением Еревана к сближению с ЕС, российский вектор кавказской политики был снова направлен в сторону Азербайджана, являющемуся, по меткому выражению известного американского политолога Збигнева Бжезинского, «жизненно важной пробкой, контролирующей доступ к бутылке с богатствами Каспийского моря, Центральной Азии».
Главной задачей Москвы на кавказском направлении, как представляется, стал очередной раунд ее сближения с Баку, отношения с которым за последние два года характеризовались некоторым охлаждением. В этом и заключалась основная цель визита российского президента. Среди причин, вызвавших это охлаждение, явилась, во-первых, неспособность Москвы заключить в 2012 году выгодную для нее сделку с Баку по вопросу эксплуатации Габалинской радиолокационной станции (РЛС) . Это способствовало выходу России буквально через год, в 2013г., из соглашения по транспортировки азербайджанской нефти по трубопроводу "Баку-Новороссийск". Другими факторами, повлиявшими на характер таких отношений между обеими странами, стало отсутствие механизмов урегулирования карабахского конфликта, диктуемое стремлением Москвы сохранить существующий в зоне конфликта статус-кво как оптимальный вариант, чтобы в сложившейся ситуации продолжать играть роль «третейского судьи» в конфликте между Арменией и Азербайджаном. Ибо на сегодня Москва не готова выступить в поддержку ни одной из противоборствующих сторон.
Тем не менее, не стоит сбрасывать со счетов имеющиеся у России рычаги воздействия на проблему урегулирования карабахского конфликта, что вполне осознают не только в Баку и Ереване, но и на Западе. Москва полагает, что измеряемое более чем 20 годами противостояние возможно устранить лишь политическими средствами. Это дает основание считать, что силового вмешательства «извне» не предполагается , ибо основная задача Москвы в этом вопросе заключается в сохранении зыбкого баланса между Ереваном и Баку.
С другой стороны, учитывая фактор мновекторности политики постсоветских стран, и, в первую очередь, стран Южного Кавказа, определяемый реалиями сегодняшнего дня, Москва полностью осознала необходимость проведения крайне взвешенной и конструктивной политики, опирающейся исключительно на соображения прагматического толка. А сегодня это не только и не столько экономические отношения, но и общая сухопутная граница со стороны Дагестана, а также общая принадлежность обеих стран к Каспию. К тому же в преддверии президентских выборов в обеих странах Южного Кавказа – Грузии и Азербайджане в октябре 2013 г. визит российского президента в Азербайджан стал своего рода «лакмусовой бумажкой» для выявления отношения Москвы к третьему сроку президента АР Ильхама Алиева, которое можно характеризовать как одобрительное.
Во время визита российского президента в Баку было подписано несколько документов по широкому спектру проблем. В их числе соглашение о сотрудничестве между российской государственной нефтяной компанией «Роснефть» и ГНКАР, о строительстве автомобильного моста на межгосударственной границе, соглашения в области гуманитарного сотрудничества и др.
Что же показал визит российского президента в Баку? Прежде всего, незыблемость российских интересов на Кавказе, что должны понимать не только все три страны Южного Кавказа, но и Запад, в лице США и ЕС.
Нана Гегелашвили - руководитель Центра Региональных проблем ИСКРАН, к.п.н
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.