Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.08.2013 | Михаил Агаджанян
Вместо «стройки века» политический долгострой
Из Кыргызстана приходят вести о медленных темпах реализации гидроэнергетических проектов с участием российской стороны. Компания «РусГидро» реализует проект Верхне-Нарынского каскада ГЭС, «Интер РАО ЕЭС» – взялась построить Камбаратинскую ГЭС – 1. В первом случае удалось приступить к начальной стадии строительства…
12 июня в Нарынской области республики был заложен первый кубометр бетона для каскада будущих ГЭС. По заявлению главы «РусГидро» Евгения Дода, принявшего вместе с президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым участие в церемонии начала строительства, первые гидроагрегаты объекта планируется запустить уже через три года.
Предполагается, что Верхне-Нарынский каскад ГЭС будет состоять из четырех гидроэлектростанций: Акбулунской ГЭС, а также Нарынской ГЭС-1, ГЭС-2 и ГЭС-3. Ввод в эксплуатацию первой станции планируется в 2016 году, последней - в 2019.
Бишкек заинтересован в привлечении к строительным работам местных компаний и рабочей силы, создании новых рабочих мест с запуском в эксплуатацию ГЭС. Но стартовые темпы строительства Верхне-Нарынского каскада снизили былой оптимизм местного населения и властей республики. Кыргызские комментаторы указывают, что сегодня на строительной площадке в районе села Орток работают всего около десяти единиц спецтехники и машин. На площадке, где должна быть «стройка века», видно только несколько КАМАЗов, два экскаватора и бульдозера вместе с водовозом. Рабочих на стройплощадке – не более 20 человек.
На другой площадке возведения крупного гидрообъекта Кыргызстана российской компании пока не удалось выйти даже на первый этап непосредственной реализации проекта. «Интер РАО ЕЭС» не торопится с закладкой первого бетона в фундамент Камбаратинской ГЭС. По оценкам экспертов, тому есть внутренние причины, обусловленные неудачными бизнес-показателями «Интер РАО ЕЭС» за прошлый год. А также преследующие оба проекта внешние факторы, откладывающие свой отпечаток на нерасторопность российских компаний.
По итогам прошлого года чистый убыток «Интер РАО ЕЭС» составил 22,35 млрд. рублей против прибыли годом ранее (в 2011 году компания получила чистую прибыль в размере 41,5 млрд. рублей). Учитывая свои неудовлетворительные результаты, руководство компании стало рассматривать возможность отсрочки реализации проекта. Но, по информации от посвящённых источников, из российского Минэнерго поступил сигнал о необходимости ускорить работы на кыргызском направлении. После чего, единственным видимым прогрессом, который «Интер РАО ЕЭС» удалось зафиксировать в Камбаратинском проекте, стал выигрыш в марте этого года канадской компанией «SNC-Lavalin» тендера в $5 млн. на подготовку его технико-экономического обоснования. До настоящего времени со сроками начала строительных работ ясности по-прежнему нет.
Вполне вероятно, что сдерживающим «Интер РАО ЕЭС» фактором в реализации проекта выступает взятая компанией по контракту с кыргызской стороной долгосрочная нагрузка по выведению Камбаратинской ГЭС на самоокупаемость. Получается, что сопряжённые с реализацией проекта все экономические затраты и риски перекладываются политическим руководством на хозяйствующего субъекта. Но тот не торопится взвалить на себя бремя обязательств с малыми шансами на экономическую рентабельность.
Политическая логика в российско-кыргызских отношениях последнего времени очевидна. Договорённости по строительству ГЭС на территории республики были частью пакета соглашений, подписанных в ходе прошлогоднего визита президента России в Бишкек. Москва продлила своё военное базирование в республике, согласилась списать около $500 млн. из предыдущего долга Бишкека. Россияне получили «зелёный свет» в строительстве крупных энергетических объектов, в их последующем стратегическом и оперативном управлении. Помимо ГЭС российская сторона получила эксклюзивные права и преимущества в газотранспортной системе Кыргызстана. Расчёт Москвы строится на интеграции Бишкека в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, которая должна завершиться до 2025 года. Именно этот срок предполагается экспертами в качестве рубежа выхода гидроэнергетических проектов с участием российской стороны на самоокупаемость.
Позиция Москвы укладывается в логику долгосрочного политического расчёта, который не всегда стыкуется с бизнес-интересами отечественных компаний. Но устраивает ли Бишкек подобный максимально растянутый Москвой во времени подход к реализации проектов? Руководство республики лелеет планы превратиться в крупного центральноазиатского экспортёра электроэнергии и нейтрализовать энергетическую зависимость от того же Узбекистана по линии поставок природного газа. Реализация проектов позволит Кыргызстану дополнительно вырабатывать 5 млрд. киловатт-час электроэнергии в год.
Совсем иное отношение к усилению энергопотенциала Бишкека у его соседей по региону. Узбекистан не сбавляет уровень своего принципиального отторжения гидропроектов в Кыргызстане и Таджикистане. В качестве обязательного условия узбекская сторона считает необходимым проведение международной независимой экспертизы строительства Камбаратинской ГЭС-1. В рамках такой экспертизы Ташкент требует выяснения возможного ущерба, который может нанести строительство объекта, а также влияния реализации проекта на изменение объёма и режима стока Сырдарьи. В ответ Бишкек заверяет, что новые ГЭС не повлияют на водный режим рек и не затронут интересы Узбекистана и Казахстана, находящихся ниже по течению. Площадь затопляемых площадей будет минимальной и переселение населения не потребуется, приходят к выводу кыргызские специалисты.
Но это только устные заверения, которые лишний раз подчёркивают отягощённость энергетических проектов в Кыргызстане сопутствующим политическим грузом.
Москва стремится укрепить свои позиции в Кыргызстане, но так, чтобы сделать это не в счёт ухудшения отношений с Ташкентом. Отсюда чередование всплесков активности и нажимов Минэнерго на хозяйствующих субъектов с бросающейся в глаза нерасторопностью на строительной площадке может иметь своё объяснение. Курс на интеграцию Кыргызстана в евразийские схемы должен идти с параллельным вовлечением Узбекистана в систему многосторонних связей на постсоветском пространстве. Иначе говоря, вступление Ташкента в Зону свободной торговли СНГ не менее важно для Москвы, чем перспектива увидеть Бишкек через 10-12 лет в Едином экономическом пространстве.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.