Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.08.2013 | Михаил Агаджанян

Первый коммерческий из Даляня в Роттердам

К Северному морскому пути практический интерес проявил Китай. Контейнеровоз «Yong Sheng», принадлежащий контролируемой китайскими властями компании «Cosco», 8 августа вышел из порта Далянь и взял курс на Роттердам. Судно легло не на привычный южный маршрут доставки коммерческого груза из Восточной Азии в Европу, а направилось строго на север. Тем самым, стартовала первая в истории доставка коммерческого груза из Даляня в Роттердам через Северный Ледовитый океан.

Глобальное потепление, влекущее таяние льдов в океане на северных широтах, имеет свои позитивные стороны. Период навигации по Северному морскому пути удлиняется, что делает доставку грузов коммерчески более привлекательной. В ходе встречи с президентом России 6 августа генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк указал на перспективу работы северного маршрута из Азии в Европу и обратно в течение 6 месяцев в году. С его слов, использование высокоширотного маршрута при надлежащем навигационном обеспечении и сопровождении ледоколов даёт уже пятимесячное стабильное, надёжное окно возможностей.

Летний период навигации особенно привлекателен для потенциальных перевозчиков по причине меньших затрат на проводку судов ледоколами. Именно с последней связаны основные расходы по северной транспортировки грузов. На это обращают внимание эксперты. Требуемая для прохождения танкеров ледокольная проводка, рыночная оценка которой сложно поддаётся расчёту, может в конечном итоге существенно сказаться на рентабельности транзита судов.

Если удастся решить вопрос с задействованием кораблей ледокольной флотилии на более выгодных для транспортных компаний условиях, то главный плюс Северного морского пути утвердит свои позиции в бизнес-сообществе. Это экономия на стоимости фрахта танкеров и других кораблей, обусловленная меньшими сроками доставки груза. Маршрут сокращает время в пути из Северной Европы в Северо-Восточную Азию почти на 40% в сравнении с маршрутами по южным морям и океанам через Суэцкий канал. К примеру, вышедшее из китайского порта 8 августа судно рассчитывает прибыть в Роттердам на 13 дней раньше, чем потребовалось бы при его следовании по южному маршруту.

По запланированному графику, «Yong Sheng» 25 августа подойдет к мысу Дежнёва и начнёт двигаться с востока на запад по северным широтам. С этого момента внимание политиков и экономистов к дальнейшему пути контейнеровоза должно быть особенно пристальным. От первой коммерческой поставки груза, в которой представлен китайский интерес, зависит многое. Прежде всего, под призмой обретения Китаем важной транспортной артерии резервного характера.

Торговые маршруты Поднебесной через Южно-Китайское море отличаются уязвимостью. Вдобавок к известным территориальным сложностям с соседями по всей кромке данного моря, китайцев также тревожат иные вероятные форс-мажоры в прилегающих акваториях. Например, в виде узкого, перегруженного, кишащего пиратами Малаккского пролива (на него приходится около 30% пиратских нападений на суда в Мировом океане). Диверсификация транспортных маршрутов выхода на внешние рынки исходит из национальных интересов второй экономики мира, имеет яркий геостратегический оттенок. 80% своего экспорта Китай поставляет на внешние рынки морским путём. Примерно столько же жизненно важных для китайской экономики энергоресурсов импортируется с использованием морской инфраструктуры (через воды Южно-Китайского моря проходит свыше 80% импорта углеводородов в КНР).

С такой скученностью своих грузо- и энергопотоков на южном транспортном направлении Китай не может чувствовать себя гарантированным от потенциальных угроз и вызовов, защищённым от развёрнутой против него американцами «стратегии сдерживания». Как известно, в Индийском океане действуют два оперативных флота США: 5-й, в зону ответственности которого входят северо-западная часть Индийского океана, Персидский залив и Красное море, а также 7-й флот, действующий на остальной части Индийского океана и в западной части Тихого океана. Состав последнего впечатляет: 60-70 кораблей, 200-300 самолётов, около 40 тыс. военнослужащих.

В 2012 году по Северному морскому пути уже прошло одно китайское судно - ледокол «Xuelong». 6 декабря 2012 года перевозивший крупную партию сжиженного природного газа (СПГ) зафрахтованный «Газпромом» танкер был разгружен в японском порту Тобата. Этим была реализована первая в истории мировой экономики операция по доставке сжиженного газа танкером из Европы в Азию Северным морским путём. Груз был принят на борт 7 ноября 2012 года в норвежском порту Хаммерфест. Проводку танкера через воды Северного Ледовитого окeана осуществили суда российской ледокольной флотилии. Таким образом, у китайцев было достаточно времени для более осмысленного подхода к началу торговой навигации по северному маршруту. В обход круглогодичных, но нестабильных южных морских транспортных артерий.

Дополнительный импульс России и Китаю в развитии морского пути придаёт проявляемый к нему в Северной Европе интерес. Европейская пресса отмечает, что Исландия при поддержке Германии собирается строить крупный порт на своём северо-восточном побережье. Шотландия изъявила желание построить специальный порт для заправки судов, прибывающих по Северному морскому пути. Британский бизнес примеривается к возможности получения грузов из Азии с опережением графика на две недели в портах Роттердам и Ливерпуль.

Интерес Китая не ограничивается лишь соображениями укрепления своей транспортной и энергетической безопасности. Начало практического освоения Северного морского пути сулит российско-китайским отношениям новые точки конструктивного сотрудничества. Эксперты указывают на возможность создания совместных полярных станций, которые следили бы за ледовой обстановкой и метеоусловиями, а в будущем – привлечение КНР к освоению полезных ископаемых, залегающих в северных широтах.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net