Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.08.2013 | Олег Громов
Сланцевая неопределенность
Польша стала первой страной Европы, которая наладила добычу сланцевого газа, несмотря на предостережения экологов и отказ такой влиятельной страны ЕС как Франция от использования на своей территории опасного для окружающей среды метода гидроразрыва сланцевого пласта. О начале добычи нетрадиционных углеводородов написала крупная варшавская газета Rzeczpospolita со ссылкой на заместителя министра энергетики этой страны Петра Возняка.
Компанией-первопроходцем стала польская Lane Energy Poland, которой владеет крупный американский энергетический гигант ConocoPhilips. Замминистра сообщил, что в июле этого года газовики начали добычу сланца с глубины примерно в 3 км в объемах около 8 тыс. кубометров в сутки, что не дотягивает до промышленных масштабов. К такому пока еще экономически неокупаемому результату американская компания шла целых два года – с 2010 г., когда начались бурения первых разведывательных скважин (всего было пробурено 48 скважин).
Относительный успех ConocoPhilips предварялся негативными оценками запасов сланцевого газа в Польше, которая дала американская компания Stratfor, обеспечивающая аналитикой Белый дом и ряд силовых ведомств. По оценкам экспертов, любой западной компании понадобились бы многомиллиардные вложения для постройки «с нуля» в Польше необходимой транспортной и добывающей инфраструктуры, компенсация экономических потерь (добыча должна вестись на более заселенных территориях, чем тем пустыни и степи, где в самих США налажено получение «нетрадиционного газа»), а также дополнительные затраты на добычу с большей глубины (в среднем 4 км), чем на месторождениях в Америке (в среднем 1,5 км).
Кроме того, по оценкам американских и европейских экспертов, реальные объемы сланцевого газа в Польше значительно уступают тем, что были озвучены представителями заинтересованных компаний (в первую очередь, американских ConocoPhilips и Exxon Mobil) и польского правительства. Так, первичные оценки доходили до 1,5 трлн. кубометров, однако более поздняя экспертиза говорила уже о том, что под Польшей содержатся пласты, толщиной максимум до 600 млрд. кубометров, а то и вовсе в 300 млрд. кубометров. Для Варшавы и этот вариант был приемлемым, чтобы избавиться от зависимости от российского газа, который страна потребляет в размере до 25 млрд. кубометров ежегодно. Однако для крупных транснациональных компаний это сделало проект в целом нерентабельным. В итоге в мае 2012 года из него вышла Exxon Mobil, которая решила сконцентрироваться на рынках других, более многообещающих стран, в том числе Украины.
Однако ConocoPhilips проявила завидное упорство и продолжила бурение, несмотря на рост издержек, что и привело в итоге к началу добыче газа в июле этого года. Это послужило поводом для оптимистичных комментариев части политиков и политологов в странах Восточной Европы (например, Румынии и Украины), зависимых от поставок российского газа.
Однако ситуация, как и до начала добычи ConocoPhilips, продолжает оставаться «пограничной» в отношении перспектив добычи в промышленных масштабах сланцевого газа в Европе. По-прежнему ни одна из компаний, профилирующихся на добыче газа из нетрадиционных пластов, не смогла доказать экологическую безопасность своих действий. Наоборот, разрешение на бурение скважин в Великобритании в конце прошлого года привело к протестам населения, беспокоящемся из-за возросшего количества подземных толчков и загрязнения грунтовых вод. Болгария в принципе запретила использовать на своей территории метод гидроразрыва, считающийся абсолютно неэкологичным. Одновременно в самих США растет количество исков граждан, проживающих над месторождениями, к компаниям-добытчикам с требованием компенсировать ущерб здоровью от появления химических примесей в воде из-под крана. Эту строку издержек от добычи сланца в Европе энергетическим компаниям предстоит прочувствовать в недалеком будущем.
Экологические протесты и сложная внутриполитическая обстановка привели к «откату» сланцевой темы и в стране-«оптимисте» - на Украине. Здесь в августе Ивано-Франковский областной совет по инициативе националистической партии «Свобода», контролирующей этот западный регион Украины, не разрешил правительству и американской Chevron заключить соглашение о разделе продукции, позволяющее начать разведку и добычу сланца. Причинами стали ряд факторов, вызвавших серьезный резонанс в обществе.Во-первых, правительство планировало отдать американцам в пользование более 6 млн гектаров территории, что составляет едва ли не половину территории области.
Во-вторых, Chevron предоставлялось право добычи здесь не только сланца, но и других полезных ископаемых.
В-третьих, все добытое могло беспошлинно отправляться на экспорт, доходы от которого оставались бы у СП, контролируемом в основном Chevron’ом.Представители «Свободы» и правительства обвинили друг друга в предательстве национальных интересов. Пока шли споры и общественные обсуждения, Chevron и ExxonMobil (намерена добывать газ на Скифском участке черноморского шельфа Украины) выразили правительству свои возмущения задержкой в заключении контрактов (их «коллега» Shell начала разведку на Юзовском участке на востоке Украины еще в феврале этого года). Компании пригрозили Украине отказом от работы в таких условиях, если она не поторопится с исполнением взятых ранее на себя обязательств. Тем временем, правительство и окружение президента Виктора Януковича готовят принятие СРП парламентом в обход региональных органов власти, слабо контролируемых Киевом. Это, в свою очередь, вызовет резкий всплеск протестных настроений и приведет к активизации самой пассионарной части украинской оппозиции – националистов из «Свободы». Киев попал в круг политических и экономических проблем, из которого придется выпутываться дольше, чем разведывать запасы сланцевого газа (в самой Украине к его добыче должны приступить только через 4-5 лет).
Пока идут политические баталии, Shell, бурящая скважины на востоке Украине, уже сообщила о том, что недовольна реальными запасами сланцевого газа в этой стране. Похоже, начал оправдываться прогноз экспертов, оценивших объем «нетрадиционного газа» под Украиной и Польшей как «экономически невыгодный». В этой связи скважины ConocoPhilips могут стать первыми и последними в истории добычи сланцевого газа в Европе.
Олег Горбунов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.