Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

04.09.2013 | Михаил Агаджанян

С грузом на выход

Вывод войск международной коалиции из Афганистана предоставляет соседним странам возможность пополнить госбюджеты и военные арсеналы. За 12 лет афганской кампании Соединённые Штаты и их партнёры по коалиции накопили около 50 тысяч единиц сухопутной военной техники и 100 тысяч контейнеров груза на общую сумму порядка $50 млрд. К настоящему моменту количество техники и грузов коалиции заметно убавилось, но большая их часть ещё остаётся в афганских провинциях. К концу 2014 года Афганистан должны покинуть 35 тысяч боевых и гражданских транспортных средств, а также 95 тысяч морских контейнеров имущества военнослужащих и гражданских специалистов.

Подавляющая часть остающейся ныне в Афганистане техники и грузов принадлежит армии США. В присущем им стиле диверсификации подходов во всём, от бизнеса до политики, американцы выдвинули несколько вариантов решения вопроса с «балластом» в Афганистане.

Бóльшая часть техники и имущества будет возвращена на места предыдущей дислокации или направлена на новые адресаты базирования. Встаёт вопрос выбора наиболее оптимальных путей отправки грузов, с учётом необходимости экономии средств и обеспечения неприкосновенности имущества. У американцев и их союзников несколько путей транзита. Предназначенная к отправке бронетехника пойдёт по пакистанскому маршруту, через Кветту в порт Карачи. Личный состав и имущество планируется вывозить с упором на северные отходные пути, через центральноазиатские республики.

Ранее появились сообщения о колебаниях натовцев с выбором российского маршрута «победоносного отступления» из Афганистана. Транзитный центр в Ульяновске может оказаться невостребованным со стороны логистов Североатлантического альянса. Причина – дороговизна транзита, который, в случае задействования российского канала, будет осуществляться с упором на средства военно-транспортной и гражданской авиации (до аэропорта «Восточный» по воздуху, далее по рельсам). Плюс ко всему, открывая для НАТО выход через Ульяновск, Москва настояла на том, чтобы его обслуживали исключительно российские перевозчики. Последние же так завысили цены, что ни одна из стран-участниц международной коалиции не сочла этот маршрут экономически привлекательным. По некоторым подсчётам, транспортировка одного контейнера из Афганистана через Ульяновск обойдется в €50 тыс., а через узбекский Термез − в €30 тыс.

Таким образом, центральноазиатские маршруты экономически рентабельнее для натовцев. Другой вопрос, насколько успешно американцам и их союзникам удастся довести технику и грузы до границ Центральной Азии. При этом, не понеся потери от весьма вероятных «рейдерских» вылазок талибов по всему афганскому пути следования колонн. Выдвигается версия о вынужденности евроатлантистов пойти на финансовые расходы на местах для того, чтобы талибы дали «зелёный свет» на дорогах. Проще говоря, откупиться деньгами или военным снаряжением перед отправкой грузов, чем идти на риск потерь в людской силе и технике.

То, что США не считают необходимым к вывозу, будет распродано на аукционах или безвозмедно передано афганским властям и некоторым центральноазиатским республикам.

В последнем случае основным выгодополучателем от американской безвозмедности может стать Узбекистан, через территорию которого пролегает основной наземный центральноазиатский маршрут вывода техники и грузов. Железнодорожная ветка Мазари-Шариф – Хайратон – Термез готовится к максимальной нагрузке в последние месяцы следующего года. Ранее выдвигались предположения о повышении узбекскими властями тарифов на железнодорожные перевозки по реверсному маршруту из Афганистана на 50%. Но, как можно с уверенностью предположить, плотный график политических и военных контактов Ташкента с Вашингтоном и Брюсселем позволил сторонам найти компромиссные решения. Узбекистан не прочь стать обладателем части выводимой из Афганистана техники. На том, по всей видимости, претензии Ташкента по поводу получения дополнительной выгоды от транзита США и НАТО на Запад ограничатся.

А что приобретут другие центральноазиатские республики? Ведь и они в своё время подставили плечо американцам и другим евроатлантистам в деле логистического обеспечения афганской кампании. Экономическая составляющая предполагаемых преимуществ стран Центральной Азии разнится. К примеру, в июне этого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон об обеспечении транзита военного имущества и персонала Великобритании через территорию республики. За транзит военных грузов Казахстан будет получать от Соединённого Королевства ежегодно от $300 до $400 тыс., в зависимости от частоты полётов, типов груза и его веса. Надо сказать, сумма для Казахстана более чем скромная.

Но более глубокий подход к вопросу, выходящий за рамки получения разовых финансовых поступлений, указывает на перспективу политических и коммерческих дивидендов. Под вывод войск коалиции из Афганистана реализованы транспортные проекты, некоторые из них пока находятся в стадии «технико-экономического обоснования». Взять, к примеру, географически отдалённый от Афганистана Казахстан. Не отставая от своих соседей, казахстанцы инициировали транспортные проекты, в той или иной степени завязанные на актуальных и потенциальных потребностях Запада в Афганистане. Руководство республики обнародовало свои планы расширить транзитный потенциал для грузов НАТО за счёт каспийского порта Актау, аэропорта Шымкент. Сделать морской порт и воздушную гавань перевалочными транзитными центрами, а после завершения вывода войск НАТО из Афганистана - коммерческими объектами.

Напрашивается вывод, что центральноазиатские республики пока преуспели больше России в деле извлечения экономических прибылей и политических дивидендов от вывода войск коалиции из Афганистана. Но и Россия не теряет надежд. Москва пытается найти утешение с прицелом на более отдалённую перспективу. Указывая, что рано или поздно Ульяновск всё равно будет замыкать на себя транзитные перевозки, будучи востребован если не НАТО, то ООН, другими международными организациями.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net