Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.09.2013 | Елена Сироткина
Анализ политической динамики в Ленинградской области (август 2013 г.)
Тема инвестиционной привлекательности становится главной в общественно-политической повестке Ленинградской области последнего месяца лета. В период политического межсезонья у областного руководства было время на подготовку почвы для более активного привлечения иностранного капитала в регион. Отметим, что часть важных подготовительных этапов уже пройдена: А.Дрозденко удалось консолидировать региональную элиту, что немаловажно с точки зрения повышения прозрачности и эффективности выполнения поручений губернатора, а значит и снижения коррупционной составляющей региональной экономики и гарантирования стабильных и более или менее открытых условий входа на региональный рынок – для внешней аудитории это стало сигналом того, что область может гарантировать стабильные условия ведения бизнеса для инвесторов, а в условиях российской экономики этот фактор, пожалуй, второй по значимости после ресурсного потенциала региона.
После полугодовой кадровой чистки – политическая сфера выхолощена в хорошем смысле слова – приоритетом региональной политики становится увеличение инвестиционной привлекательности региона всеми доступными способами. Этот тренд наметился еще в мае текущего года, однако не был превалирующим в силу того, что на тот момент политическая чистка в регионе не была закончена. Проблемный муниципальный фактор, скорее, работал на отторжение капитала, так как именно на уровне плохо управляемых муниципалитетов происходила бы непосредственная реализация всех проектов – муниципалитеты не были к этому готовы. Проблема была нивелирована стараниями областной администрации, однако в свете грядущих муниципальных выборов есть риск обострения ситуации. Тем не менее, пока все политические вопросы отходят на второй план. Региональная повестка сосредоточена на вопросах экономики.
О проблеме привлечения инвесторов в регион говорят многие субъекты РФ. Это в первую очередь связано с особенностями политики бюджетного федерализма новейшего периода, который вынуждает ряд регионов ставить проблему самостоятельного поиска средств на развитие в число приоритетных задач. Для Ленобласти инвестиции в слабо развитые районы (при условии создания полноценных промышленных технопарков) означали бы решение проблемы неравномерного развития области, сильного разрыва между прилегающими к Санкт-Петербургу территориями и периферией. Сегодня область заманивает инвесторов, пытаясь создать уникальные условия для входа и предлагая дисконт на аренду земли на 7-9 лет для строительства индустриальных площадок. Уже сегодня, по словам экспертов, административные барьеры в Ленобласти ниже в сравнении с соседом. При этом девелоперы начинают осваивать именно удаленные районы, что и выгодно региону. Так, девелоперская компания KVS планирует начать комплексное освоение территории (КОТ) в Сертолово, достаточно маргинальном районе, но, к сожалению типичном для областной глубинки.
Объективная оценка привлекательности региона демонстрирует положительный тренд. По данным Минрегиона1 , Ленинградская область заняла 12-ое место по уровню развития реального сектора экономики. ВРП вырос на 4,7% (за 2012 г. по сравнению с 2011 г.). Наиболее перспективной отраслью хозяйства имеет шансы стать строительство – именно на него региональное правительство, судя по всему, намерено сделать основной акцент. Пока лидирующие позиции занимает обрабатывающая промышленность (26,1%), транспорт – 12,6%. Имеет некоторые шансы стать приоритетным с точки зрения доли в ВРП машиностроение, ориентированное на импортзамещение, автокомпоненты.
Кстати именно автокомпоненты планируется производить на печально знаменитом убыточном Волховском алюминиевом заводе, который входит в состав ОК «Русал» и оставался «на плаву» только под административным присмотром федеральной власти, которая, в свою очередь, опасалась повторения истории с Пикалево. Ряд экспертов обращает внимание на перспективы развития Гатчины как наукограда. Аутсайдерами в этом смысле являются убыточные текстильное и швейное производства, которые, вероятно, скоро исчезнут из региона вовсе.
Какие шаги предприняло руководство региона для демонстрирования лояльной политики по отношению к потенциальным инвесторам? Во-первых, часто появляющиеся в СМИ заявления губернатора о том, что область создаст все возможные благоприятные условия для бизнеса, который изъявит желание разместиться в регионе. Во-вторых, Ленобласть рекламирует в СМИ все успешные бизнес-начинания, success stories, тем самым стимулируя часть сомневающихся инвесторов, опасающихся иметь производство в России, и в регионе в частности. Далее, личное участие губернатора на ПМЭФ в переговорах с крупными игроками добавляет серьезность намерениям области. Как отметили большинство экспертов, ажиотаж бизнес-представителей был заметен именно по отношению к Ленобласти - на фоне довольно посредственного интереса к другим субъектам РФ.
В целом же, сегодня область сосредотачивается на создании необходимой обслуживающей инфраструктуры, то есть, тех самых «привлекательных условий», создание которых продекларировало областное руководство. Это, безусловно, убыточное занятие, но необходимое для прихода на рынок действительно крупных игроков. Регион это понимает и поэтому не стесняется привлекать федеральное финансирование. Становится ли область таким образом чересчур зависимой от федерального центра – сказать сложно, так как это, скорее, фьючерсная сделка, позволяющая и области, и федеральному центру рассчитывать на скорую окупаемость и даже сверхприбыли. Крупный американский производитель спецтехники Caterpillar уже намерен пожать плоды благоприятного инвестклимата и расширить производство в регионе. Правительство области рассматривает возможность создания единого водоканала (ЕВ), а активной фазе находится спор между РЖД, Министерством транспорта и правительством области о том, кому придется достраивать линию Санкт-Петербург — Бусловская.
РЖД оказывается самым проблемным федеральным контрагентом в регионе. В августе именно с этой структурой областному правительству плохо удается договариваться, вероятно, потому, что наиболее дорогостоящие объекты по совпадению Ленобласть предлагает оплатить именно Минтрансу и РЖД. Так, строительство виадуков через железную дорогу в Выборгском районе не может начаться из-за отсутствия подрядчиков. Стоимость строительства, по оценкам экспертов, оказалась заниженной, что не выгодно ни одному подрядчику. Таким образом, область рассчитывает, что Минтранс включит объект в федеральную госпрограмму.
В ожидании неминуемого отопительного сезона правительство области уже в августе начинает вплотную заниматься ЖКХ: очевидно, что осень, в особенности последние месяцы, будет проходить по достаточно типичному сценарию: часть муниципалитетов не будет готова к отопительному сезону из-за инфраструктурных проблем в системе ЖКХ, что может оставить часть районов без отопления. В июле губернатор объявил о значительном повышении тарифов на услуги ЖКХ, мотивируя решение тем, что существующие тарифы не позволяют компаниям, отвечающим за водоснабжение, выйти в ноль. Сейчас для стабилизации тарифов издержки подобных организаций частично покрываются за счет регионального бюджета. Постепенно таких компаний станет меньше в силу того, что правительство будет поддерживать только те структуры, которые не пытаются сознательно оставаться банкротами и пользоваться своим статусом для решения частных финансовых задач.
Очевидно, что региону вряд ли удастся самостоятельно решить все проблемы ЖКХ – значительную роль в вопросе реформирования системы газоснабжения сыграет «Газпром», который заявил о намерении реконструировать и построить сети и теплоисточники в течение 6 лет и потратить на это 18 млрд. рублей. Реконструкция охватит 6 районов: Всеволожский, Лужский, Приозерский, Волховский, Бокситогорский, Тихвинский.
Для Сергея Кузьмина, недавно назначенного губернатором ответственным за ЖКХ, настало время показать, как он умеет «договариваться» с муниципалитетами – за его коммуникативные способности, как заметил сам губернатор, его кандидатура и была выбрана для этой проблемной сферы управления.Как мы уже отметили выше, региональная политика отходит на второй план, тем не менее, регион уже готовится к выборам в 2014 г. Секретарем областного отделения «Единой России» выбран Сергей Бебенин, председатель местного ЗакСа.
Единственная значимая кадровая перестановка месяца – Евгений Елин, вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета финансов, был назначен заместителем министра экономического развития РФ. Предположительно в новой должности Е.Елин сможет лоббировать экономические интересы области на самом высоком уровне.
Социальные проекты области можно кратко охарактеризовать как попытку экономическими инструментами, а именно прямым финансированием и снижением налоговой ставки для лояльных предприятий «залатать дыры», оставшиеся от предыдущих управленцев. В регионе стартовал социальный проект с говорящим названием «Социальные объекты в обмен на налоги». Суть его заключается в том, что застройщики обязаны при начале строительства гарантировать правительству региона также сопутствующее строительство социальной инфраструктуры, на которую у области нет денег. Учитывая, что регион наводнился новостройками, и областной бюджет не в состоянии обслужить их все, перекладывание бремени ответственности за социальные объекты на застройщиков позволит последним гарантировать высокие цены на собственные объекты строительства и получить ощутимый налоговый дисконт. Решение на данном этапе удовлетворяет все стороны сделки.
Криминальные новости региона ранее чаще касались коррупционных скандалов с участием глав муниципалитетов – в этом месяце наиболее обсуждаемым стал долгоиграющий скандал с Сиверским лесом. Следственное управление по Ленинградской области пришло к выводу о незаконности продажи Сиверского леса в Гатчинском районе, на месте которого построен коттеджный поселок. Поселок был построен в 2005 г. и не вызывал вопросов, пока следующий владелец ни решил легализовать предприятие и не подал заявление об изменении статуса с «зоны отдыха» на «индивидуальное жилищное строительство».
Неожиданно скандал попал в публичное пространство и спровоцировал серию митингов местных жителей, во время которых протестующие нанесли незначительные повреждения владельцам участка. Кто является виновником событий в Гатчинском районе, следствие устанавливает.
При подготовке материала были использованы следующие источники:
47news.ru
«Российская газета»
ИА «Regnum»
ИД «Коммерсант»
«Ведомости»
«Известия»
«Труд»4
«Деловой Петербург»
РБК daily СПб
ИА «Росбалт»
Газета «Вести»
«АиФ – Северо-Запад»
Regions.ru
Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электорального пространства», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.
Елена Сироткина – аналитик Лаборатории региональных политических исследований НИУ ВШЭ
1. http://www.kommersant.ru/doc/2263608
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.