Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.09.2013 | Александр Ивахник
Драматизм тарифных решений
11 сентября президент Владимир Путин до позднего вечера обсуждал с ведущими членами кабинета министров бюджетные проектировки на 2014-2016 годы и вопрос о тарифах естественных монополий. Судя по решениям, которые были предварительно согласованы в результате многочасовых дискуссий, в руководстве страны сложилось отчетливое понимание того, что для лечения скатывающейся в рецессию экономики России необходимы жесткие и болезненные финансово-экономические меры.
Прежде всего, стало ясно, что дефицит бюджета не удастся удержать в пределах 0,5% ВВП в 2014 году и 0,6% в 2015 и 2016 годах, как планировалось ранее. По последним проектировкам дефицит составит 0,6% в 2014 и 2016 годах и около 1% в 2015 году. Для его покрытия Минфин уточнит программу внутренних заимствований, но без задействования Резервного фонда. Чтобы бюджетный дефицит совсем не вышел из-под контроля, запланировано сокращение бюджетных расходов по всем министерствам и ведомствам на 5%.
После совещания министр финансов Антон Силуанов признал: «В следующем году действительно придется всем поджиматься. Это касается и бюджетников, и естественных монополий, это по сути дела коснется всех, кто осуществляет госзакупки и получает финансирование из федерального бюджета». Не останется неприкосновенной даже главная «священная корова» последнего времени – госпрограмма вооружений: часть закупок по ней перенесут на более поздние сроки. Минфин предлагает пропустить в 2014 году индексацию расходов на оплату труда и денежного довольствия военнослужащих. В целом бюджетная экономия за три года оценивается Минфином почти в 500 млрд. рублей. В 2016 году предлагается провести дополнительное сокращение расходов на 3%, под которое попадут госзакупки. Наряду с «бюджетным маневром» предусматривается использование и налоговых мер, в т.ч. непосредственно затрагивающим население. Речь идет об отказе от льготного уровня НДС в 10% на социальные товары и о переходе на исчисление налога на имущество физических лиц на основе его кадастровой стоимости.
Но наибольшее внимание вызвало известие об одобрении Владимиром Путиным предложения Минэкономразития о нулевой индексации тарифов на услуги естественных монополий в 2014 году. Об этом рассказал журналистам глава МЭР Алексей Улюкаев. По его словам, индексация тарифов на железнодорожные перевозки с января 2014 года проводиться не будет, ее проведут в январе 2015 года на уровень инфляции 2014 года. Правда, это не касается пассажирских перевозок, вопрос по которым будет рассмотрен отдельно. В июле 2014 года не будет проводиться индексация тарифов по газоснабжению, по электросетям и по поставкам тепла для ЖКХ – она состоится в июле 2015 года. В 2015-2016 годах индексация тарифов естественных монополий будет проводиться по уровню инфляции предшествующего года.
Минэкономразвития оценивает экономический эффект от заморозки тарифов монополий в 2014-2016 годах в общей сложности в 420 миллиардов рублей. По этим оценкам, эффект от нулевого роста тарифов составит около 130 млрд. рублей в следующем году и примерно 290 млрд. – в 2015-2016 годах. По расчетам правительства, результатом всех мер (при средних ценах на нефть в $100 за баррель) должно стать снижение инфляции на 0,4-0,5 п.п. до 4,6% в 2014-2015 годах, стабилизация роста промышленного производства на уровне 2-2,5%, роста ВВП – 3-3,3%, розничной торговли – 4-4,7%.
Надо отметить, что к предложению о годичном замораживании тарифов естественных монополий финансово-экономический блок правительства пришел в самые последние дни. По словам Алексея Улюкаева, еще весной прогноз предполагал продолжение линии на индексацию тарифов монополий по принципу «инфляция плюс» – по факту это означало рост тарифов на газ в 2014 году на 15%. В июне на Петербургском экономическом форуме президент Путин сообщил о принятом решении ограничить с 2014 года на пятилетний период рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции предшествующего года. Но, как рассказал Улюкаев в интервью «Интерфаксу» 9 сентября, сегодня ситуация в экономике настолько напряженная, что этого недостаточно. Издержки предприятий растут недопустимо высокими темпами, происходит кратное повышение затрат промышленных потребителей по газу и электроэнергии. Энерготариф, выраженный в долларах, вырос за последние пять лет в 1,7 раза, тариф по газу - в 2,2 раза. Это приводит к резкому ухудшению финансовых результатов предприятий.
В этой ситуации Минэкономразвития вышло к главе кабинета Дмитрию Медведеву с предложением о замораживании тарифов на 2014 год. 6 сентября Медведев поручил Минэкономразвития, Минфину, Минтрансу, Минэнерго и ФСТ совместно с «РЖД», «Газпромом» и «Российскими сетями» разработать соответствующие предложения. 9 сентября Минэкономразвития внесло в правительство новый прогноз социально-экономического развития, предусматривающий отказ от роста тарифов в 2014 году. Этот прогноз был поддержан Минфином. И вот теперь данное предложение получило одобрение у президента Путина.
Интрига в том, что естественные монополии, главным собственником которых является государство, являются несущими конструкциями модели российского государственного капитализма, выстроенной в путинскую эпоху. Предложения правительства по тарифам напрямую покушаются на их экономические интересы. Похоже, кабинет Медведева, перед лицом неуклонно обостряющейся экономической ситуации, неэффективности прежнего мелкотравчатого и непоследовательного курса и растущей критики со стороны президента Путина, наконец, решился на радикальные меры. Однако естественные монополии (во всяком случае, «Газпром» и «РЖД»), обладающие огромными лоббистскими возможностями, постоянными рычагами влияния в отраслевых министерствах, а главное – прямым выходом на главу государства, просто так свои позиции не уступят. Акцент будет делаться на том, что они – «национальное достояние», правительство же своими непродуманными и скороспелыми мерами наносит этому достоянию непоправимый урон. Конечно, эксперты давно и небезосновательно заявляют, что естественные монополии в России превратились в основной драйвер инфляции, а их огромные экономические структуры организованы крайне неэффективно и нуждаются в резком сокращении издержек. И глава Минэкономразвития Улюкаев тоже не голословно утверждает, что «инвестпрограммы инфраструктурных монополий не должны автоматически сокращаться, и впереди большая работа по оптимизации ценообразования их поставщиков, большая работа по изысканию внутренних операционных резервов самих монополий». Теоретически всё это так. Но на практике госмонополии привыкли к ежегодному повышению тарифов на 10-15%, что позволяло не особенно заботиться об экономии, привыкли к разного рода преференциям со стороны государства, привыкли к заоблачным заработкам топ-менеджеров. Заставить их функционировать, используя другие, рациональные, бизнес-модели – это значит покуситься на сами основы политэкономии российского госкапитализма.
Можно даже не сомневаться, что госкомпании-монополисты попытаются дать мощный отпор намерениям правительства. Собственно, этот отпор уже начался. Вчера ОАО «Российские железные дороги» озвучило свои расчеты ущерба от нулевой индексации тарифов в 2014 году. По сообщению РИА «Новости», компания оценила свои потери в 93,2 млрд. рублей. Как считают в компании, заморозка тарифов может привести к трехкратному падению объемов инвестиционной программы и влечет риски ухудшения безопасности железнодорожных перевозок. Ведь «соразмерное сокращение затрат», на которое намерены пойти в «РЖД», будет достигнуто за счет «объемов ремонта инфраструктуры», т.е. железнодорожных путей, переездов, вагонов и т.д. Кроме того, в результате необходимого снижения расходов компании работы могут лишиться более 60 тысяч сотрудников, а 370 тысяч будут переведены на четырехдневную рабочую неделю. Наконец, нулевая индексация тарифов поставит под угрозу реализацию жизненно важных для страны проектов по модернизации БАМа и Транссиба. Теперь можно ждать заявлений «Газпрома» об угрозе срыва недавно подписанных широкомасштабных контрактов о поставках российского газа в Китай.
Предварительное одобрение президентом Путиным идеи годичного замораживания тарифов отнюдь не означает, что исход борьбы уже предрешен. Причем решающие раунды этой борьбы будут проходить не только и даже не столько на уровне экономических аргументов, сколько на аппаратном уровне, где будет определяться, чей административный вес и влияние окажутся выше.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.