Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.09.2013 | Михаил Агаджанян
ОСЛОжнения 20 лет спустя
В процессе палестино-израильского урегулирования юбилейная дата. 20 лет назад в Вашингтоне было подписано соглашение под названием «Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению». Соглашению предшествовали конфиденциальные переговоры сторон под эгидой норвежской дипломатии. В историю международных отношений переговоры, соглашение и стартовавшие на их основе этапы урегулирования вошли как «процесс Осло 1993».
Процесс так и не дал внятных ответов ни по одному из принципиальных для примирения палестинцев и израильтян вопросов. 13 сентября 1993 года был озвучен план, в соответствии с которым стороны решили отложить наиболее трудноразрешимые элементы урегулирования на последующие этапы. Это были вопросы границ, Иерусалима и беженцев. По первым двум из них не удаётся сблизить позиции до сегодняшнего дня.
За прошедшие 20 лет были периоды, когда главный посредник между палестинцами и израильтянами не мог усадить их за один стол прямых переговоров. Несколько месяцев назад наблюдалась ситуация откровенной стагнации в мирном процессе. Но с конца июля текущего года, после гиперактивной челночной дипломатии госсекретаря Керри и настоятельных призывов президента Обамы, представители Израиля и Палестины восстановили формат непосредственного общения. Состоялись уже четыре раунда, однако, с приближением установленного для переговоров срока в 9 месяцев наметились очередные сложности. И вновь в центр принципиальных разногласий сторон поставлены хорошо знакомые ключевые элементы урегулирования.
С первых чисел сентября палестинцы усилили дипломатический напор на американского посредника, добиваясь фиксации ранее достигнутых соглашений. Они стали прямым текстом указывать на то, что согласились на возобновление контактов с Тель-Авивом только после того, как получили письменные гарантии от Вашингтона в вопросе незыблемости границ 1967 года. По заявлениям палестинцев, данные гарантии были предоставлены лично госсекретарём Керри и на этот счёт есть соответствующий документ. Главный американский дипломат в ответ на палестинские доводы ограничился общими фразами, указывающими на готовность сторон продолжить переговоры.
Самое интересно, что поводы почувствовать себя ущемлёнными в правах имеют не только палестинцы. Израильтяне стали окольными дипломатическими путями доносить до США мысль о нежизнеспособности продвигаемой ими схемы урегулирования по принципу «два государства для двух народов». Если будут два государства, то между ними должна быть установлена граница. Палестинцы уже очертили свою «красную линию», от которой они не отступят ни на йоту – границы на момент 1967 года. В Израиле же считают, что в границах 46-летней давности еврейское государство не обороноспособно. Израильтяне оспаривают само понятие «границы 1967 года» в подписанных ими с палестинцами документах. На этот счёт есть мнение израильских юристов и их зарубежных коллег. В соответствии с ним, термин «границы 1967 года» нигде не фигурирует в двусторонних соглашениях, «поэтому юридически и фактически, является заблуждением».
С вопросом границ связаны и другие принципиальные элементы урегулирования: статус Иерусалима и палестинские беженцы. В ближневосточном мирном процессе сформировался принцип пакетного урегулирования, хотя на это официальные лица, прежде всего, из числа американских посредников, стараются не акцентировать внимание. Оно и понятно - не удаётся достичь даже минимального прогресса ни по одному вопросу в отдельности, что тогда говорить об их комплексном разрешении.
«Процесс Осло 1993» не дал качественного прорыва. Подобная реальность нашла свои подтверждения на нынешнем этапе. Израиль всячески сторонится принятия на себя далеко идущих обязательств по фиксации границ 1967 года. Повышенная активность американской дипломатии Тель-Авиву явно не по душе. Там считают, что если Керри всё же поставил подпись под документом, о котором палестинцы вспомнили в эти дни, то это сугубо инициатива США. Если не сказать, «самодеятельность» их внешнеполитического руководства, посчитавшего возможным пойти на этот шаг лишь бы вернуть израильтян и палестинцев в формат прямых контактов.
У нынешних переговоров Тель-Авива и Рамаллы нет перспектив стать результативными по ряду весьма очевидных причин. Одной из них является пребывание у власти в Израиле кабинета министров во главе с Биньямином Нетаньяху. В эти дни некоторые зарубежные СМИ обратили внимание на примечательный факт. «Процесс Осло» во многом провалился в виду прихода к власти в Израиле в 1996 году «антиословского» кабинета министров под руководством Нетаньяху. На это, в частности, указала «The New York Times» в публикации от 29 августа (заголовок статьи «Oslo, 20 Years Later»).
В Израиле премьер-министром вновь стал Нетаньяху. Представители его команды из числа лиц, ответственных за внешний курс страны, скептически относятся к перспективам текущих переговоров с палестинцами. Подобный скепсис подпитывается общественным мнением Израиля. По прошествии 20 лет с подписания «Декларации принципов» израильские институт исследования общественного мнения «Maagar Mochot» и газета «Maariv» провели опрос. Согласно его результатам, 57% респондентов полагало, что «процесс Осло» нанёс ущерб Израилю. И только 11% предположило, что соглашение улучшило положение их страны. Как известно, параллельно с возобновлением прямого диалога с представителями Махмуда Аббаса в конце июля израильские власти выдвинули законопроект. По нему, достигнутые политиками договорённости с палестинцами должны быть вынесены на референдум Еврейского государства.
Ещё больший скепсис, который, по понятным причинам, не может быть озвучен израильской стороной в открытом дипломатическом режиме, связан со взятой американцами непосильной ноши сразу на нескольких направлениях актуальной международной политики. Помимо палестино-израильского урегулирования, Вашингтон пытается дать ответы и по Сирии, и по Ирану, предложить свежие решения в процессе внутриафганского диалога. Не слишком ли много для одной страны, пусть и пребывающей в эксклюзивном статусе сверхдержавы? – вопрошают израильтяне. Ответ очевиден, он лежит на поверхности нынешней паузы Вашингтона на всех обозначенных направлениях его непосредственной вовлечённости.
Михаил Агаджанян – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.