Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

16.09.2013 | Михаил Агаджанян

Здравая инициатива с шаткими перспективами

Предложенный Россией план передачи химических арсеналов Сирии под международный контроль стал дипломатическим прорывом, отложив начало военной операции США против режима Башара Асада. Но вместе с тем реализация этого плана может натолкнуться на непреодолимые препятствия. 14 сентября Сергей Лавров и Джон Керри сумели согласовать основные детали химического разоружения Сирии (хотя спорные момент по-прежнему остаются), в результате чего у мирного процесса появился шанс. Пока только шанс…

Общие характеристики обладания Сирией боевыми отравляющими веществами были известны экспертному сообществу задолго до начала гражданской войны в этой стране. К примеру, в докладах вашингтонских аналитиков 5-летней давности отмечался примерный объём ОМУ на руках режима Асада, основные места его хранения и сама номенклатура неконвенционального оружия. По оценкам видных знатоков Ближнего Востока, на территории Сирии находилось от 500 до 1000 тонн химоружия. Примерно в равных долях этот объём включал иприт (горчичный газ), зарин и «VX - газ» (отравляющее вещество нервно-паралитического действия). Источником снабжения сирийских властей сырьём для создания оружия значился Иран. Указывалось на поставку иранцами в Сирию сотен тонн соляной кислоты и этиленгликоля (см., например, доклад вашингтонского Центра стратегических и международных исследований от 2 июня 2008 года «Syrian Weapons of Mass Destruction»).

На текущем этапе США всем своим видом демонстрируют сделанное России большое «одолжение», согласившись отложить во времени вопрос одобрения в Конгрессе военных ударов по Сирии. Вашингтон представляет ситуацию как жест доброй воли со своей стороны, последний шанс России выступить посредником для спасения лица режима Асада. С каждым днём обсуждения в СМИ и экспертных кругах инициативы России вокруг химоружия Сирии возрастает ощущение втягивания Москвы в ситуацию провала её, по сути, весьма здравого, но имеющего мало шансов на реализацию плана. На его пути заложены «мины замедленного действия».

От Дамаска ультимативно требуют не только присоединения к соответствующим международным конвенциям, но и безоговорочного согласия на уничтожение химических арсеналов. Об этом американская сторона дала понять сразу по получению плана России. Представитель госдепартамента заявил, что желание Сирии присоединиться к конвенции по запрету химоружия не сможет заменить его уничтожения.

Утилизация того объема отравляющих веществ, которым обладают сирийские власти (тем более, что этот объем доподлинно неизвестен) – предприятие, весьма продолжительное по времени, финансово затратное (называются суммы от $300 - 400 млн. до $2 млрд.) и, главное, нуждающееся в выверенной международной процедуре. Оценки комментаторов на этот счёт разнятся. Ибо до появления международных экспертов в Сирии не удастся определить параметры будущей работы и необходимые ресурсы для её оперативного осуществления. Чтобы оценить объём работы по уничтожению химоружия на месте, необходимо централизовать все рассредоточенные ранее арсеналы в одной точке. Это ставит вопрос о транспортировке оружия, а, значит, повышается риск его попадания в другие руки. Впрочем, до разрешения этих технических вопросов необходимо преодолеть ряд военно-политических барьеров.

В первую очередь, на период работы уполномоченных Объединёнными Нациями экспертов в Сирии без установления режима прекращения огня не обойтись. Специалистам должен быть обеспечены хотя бы минимальные гарантии безопасности, что в нынешних сирийских условиях продолжения интенсивных боевых действий крайне затруднительно. Регулярные войска после 21 августа, дня применения химоружия в пригороде Дамаска, не сбавили темпа операций против повстанцев. Бои ведутся и в северных провинциях Идлиб и Алеппо, и на прилегающих к столице территориях.

Поднятие вопроса об установлении режима прекращения огня на время работы экспертов поставит в повестку дня другие проблемы. Помимо малой вероятности соблюдения перемирия некоторыми группировками боевиков из числа сирийской оппозиции, неясной выглядит сама перспектива достижения соглашения о затишье на фронтах. Асад уже давно стал для Запада, арабских соседей Сирии нерукопожатной фигурой. Членство Дамаска в Лиги арабских государств приостановлено, режим находится в тотальной дипломатической блокаде на Ближнем Востоке. Из стран региона официальную связь с Асадом поддерживает только Иран.

Плюс ко всему, участники антиасадовской коалиции из числа «Группы друзей Сирии» на предыдущих этапах уже приняли решение о признании «объединённой оппозиции» единственным законным представителем сирийского народа. Каков выход из этого политического тупика, результатом которого стала бы подпись Асада или уполномоченного им представителя Дамаска под соглашением о перемирии и другими документами, связанными с передачей и уничтожением химоружия, - сложный вопрос. Для его прояснения потребуются несколько дополнительных раундов консультаций России и США, визиты госсекретаря Керри в аравийские монархии, Иорданию и Турцию. Но длинный процесс согласований, конечный результат которых максимально усложнён фактом «сжигания мостов» между Дамаском и противостоящими ему основными ближневосточными столицами, не вписывается в планы «антиасадовцев».

Аравийцы готовы спонсировать военные удары США по опорным пунктам регулярных сирийских подразделений, а не выделять средства на уничтожение химоружия. Дать другим убедить себя в необходимости замены крылатых ракет по Сирии на предоставление Асаду шанса продлить своё пребывание у власти на неопределённое время – неприемлемый для саудовцев, катарцев, турок и других регионалов сценарий.

Углублённый взгляд на вопрос уничтожения химических арсеналов Дамаска ведёт к осознанию сверхпроблематичности реализации российской инициативы. В охваченной войной стране, власти которой дипломатически изолированы от внешнего мира, имеется огромное количество боевых отравляющих веществ. Их уничтожение не даёт режиму Асада никаких гарантий дальнейшего пребывания у власти. От него только требуют, взамен не предоставляя никаких обещаний. А что, если понимание своей уязвимой позиции уже сподвигло Асада на рассредоточение химоружия в пунктах, контроль над которыми осуществляет, например, шиитское движение «Хизбалла»?! В таком случае у американцев всегда будут в рукаве «неопровержимые доказательства» этого на любом из дальнейших этапов работы экспертов в Сирии. И они в нужный момент непременно воспользуются ими для свертывания мирных инициатив.

Россия выдвинула здравую идею, но ход её дальнейшей реализации лежит в поле преимущественного контроля США. Что само по себе о многом говорит.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net