Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.10.2013 | Михаил Агаджанян
Армяно-турецкие протоколы: годовщина без достижений
Четыре года назад межгосударственные связи на Южном Кавказе могли принять качественно иной характер. Под патронажем США в регионе был инициирован процесс урегулирования отношений между Арменией и Турцией. 10 октября 2009 года в Цюрихе подписаны два документа, вошедшие в историю современной дипломатии под названием «армяно-турецкие протоколы». Они дали старт процессу примирения двух соседних стран, определили конкретные шаги сближения. Восстановление дипломатических отношений и открытие заблокированной Турцией сухопутной границы с Арменией определялись первыми и наиболее важными пунктами в «дорожной карте» армяно-турецкой нормализации.
Уже через несколько месяцев после церемонии подписания в Цюрихе на пути американского проекта примирения Армении и Турции встали непреодолимые препятствия. Последние надежды на практическое воплощение положений двух протоколов иссякли к весне 2010 года. Турция отошла от предыдущих договорённостей о порядке ратификации протоколов в парламентах двух стран. Предусматривалось, что первым документы должен одобрить турецкий высший законодательный орган, после чего Ереван придаст им вид действующих международных договоров уже в своём Национальном собрании.
В апреле 2010 года президент Армении Серж Саргсян выступил с обращением в котором заявил о том, что Турция не готова продолжить начатый процесс и продвинуться вперёд без предварительных условий, в соответствии с буквой протоколов. Иными словами, армянский лидер посчитал, что превращение диалога Армения - Турция в самоцель неприемлемо, данный этап нормализации отношений исчерпан. С этого момента два протокола вышли из актуальной повестки Южного Кавказа, а процесс армяно-турецкой нормализации принял тупиковый характер.
Причины «заднего хода» Турции давно известны. Они не нуждаются в развёрнутом представлении, ибо глубокого содержания попятных действий Анкары в процессе нормализации с Ереваном просто не было. Турецкая сторона поддалась нажиму Азербайджана, который осенью 2009 года поставил вопрос ребром: либо Анкара объединит процесс нормализации отношений с Ереваном с вопросом урегулирования Карабахского конфликта, либо выйдет из него.
В 2009-м США решили дать свой ответ российскому усилению позиций в регионе после августа 2008 года. Об этом ни в одном из официальных документов госдепартамента и иных ведомств США внешнего профиля по понятным причинам не говорится. Но в «сухом остатке» декларировались цели расшатывания регионального статус-кво после его очередной консервации по итогам военных действий в зоне югоосетинского конфликта.
На рубеже 2009-2010 годов Россия заняла выжидательную позицию наблюдателя со стороны за усилиями американцев продвинуть их проект до логического конца. Москва и Вашингтон как бы поменялись местами. Наблюдением со стороны за внешнеполитическими инициативами партнёра-оппонента на предыдущих этапах отличались действия Вашингтона. После провала своего проекта американцы надолго оставили попытки расконсервации южнокавказского статус-кво, переместив своё внимание на более приоритетные для себя региональные направления. «Упущенное» Вашингтоном время Москва смогла обернуть в свою пользу. После нескольких лет заморозки сближения Армении и Турции на Южном Кавказе появились новые региональные обстоятельства. Результаты активной дипломатии Москвы вышли наружу не только в начале сентября сего года. Как известно, в те дни высшее политическое руководство Армении сообщило о своём решении присоединиться к Таможенному союзу. Предшествовавшие этому события в армяно-российских отношениях не чувствовали дефицита в углублении связей. Упомянем лишь факт заключения Москвой и Ереваном в июне текущего года договора о развитии военно-технического сотрудничества.
Решение Еревана вступить в Таможенный союз нельзя считать досконально просчитанным на предмет его пользы для армянской стороны. Однако курс на евроинтеграцию на данный момент выглядит еще менее предсказуемым по своим последствиям. ЕС не дал Армении здоровой альтернативы российскому выбору. А ведь из Еревана шли сигналы о необходимости разрешения вопроса с закрытой Турцией границей, без которого подписание республикой Договора о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли было бы неполноценным. Теперь европейские функционеры делают удивлённые глаза и прямым текстом говорят об оказанном на Ереван давлении со стороны Москвы. Возникает вопрос. Почему Запад не обозначил на своём дипломатическом лице ту же внешнеполитическую мимику после попадания Анкары под нажим Баку в 2009 году?
Факты - упрямая вещь. США не сумели сблизить Анкару и Ереван и отошли в сторону, приняв преимущественную позу наблюдателя. После этого инициативу в регионе взяла Россия. Один из результатов усилий Москвы был достигнут в начале прошлого месяца – решение Армении примкнуть к Таможенному союзу. С этого времени региональный статус-кво принял еще более твёрдый характер.
При этом Армения не закрыла своё досье в отношениях с ЕС, она ищет новые точки предметного общения с объединённой Европой. Отношения Армении с США тем более не подверглись серьёзной эрозии после движения республики в сторону евразийской интеграции. Турция переключилась на внутренние и внешние проблемы, связанные с курдским процессом, предстоящими в следующем году президентскими выборами и сирийскими делами. Азербайджан вошёл в полосу новых трансграничных нефтегазовых проектов, успешная реализация которых не терпит военной эскалации в зоне Карабахского конфликта. Всем есть чем заняться, интерпретируя продолжающийся статус-кво на Южном Кавказе в свою пользу.
Михаил Агаджанян – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.