Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.10.2013 | Михаил Агаджанян
Американо-афганский диссонанс
«Афганский ребус» не поддаётся лёгким решениям. В этом американцы вновь убедились в прошлый уик-энд. Необъявленный визит госсекретаря США Керри в Кабул продлился в незапланированные два дня американо-афганских политических консультаций. По их итогам стороны не вышли к прессе с новостью о достигнутом прогрессе на многомесячных переговорах по соглашению о безопасности. Зафиксированы промежуточные, но никак не окончательные результаты.
В Кабуле глава внешнеполитического ведомства США достиг отдельных подвижек на пути к заключению соглашения. Главные же вопросы продолжают находиться в поле разногласий. Афганцы не соглашаются предоставить американским военнослужащим иммунитет от судебного преследования после конца 2014 года. Нет консенсуса также по вопросам согласования армейским командованием США в Афганистане своих боевых операций с местными властями, а также предоставления Кабулу гарантий коллективной безопасности со стороны НАТО. В последнем случае, расхождение позиций выражено в наибольшей степени.
Вашингтон резко против распространения на Кабул статьи 5 Североатлантического договора 1949 года. Как известно, в соответствии с ней, вооружённое нападение на одного или нескольких членов Альянса рассматривается как нападение на всех его участников. В июле 2012 года Афганистану был предоставлен статус основного союзника США вне НАТО. Этот во многом символический жест американской стороны не вышел за рамки дипломатического подчёркивания приоритетности для США афганского направления ведения внешней политики. В 2004 году подобным статусом был наделён Пакистан. Но разве за все эти годы Вашингтон и Исламабад приблизились к состоянию реальных союзнических отношений в регионе АфПак? Статус основного союзника вне НАТО означает установление и развитие тесных военных связей: поставки вооружений и военной техники, помощь в виде военного тренинга, обучения, проведения совместных военных мероприятий и учений, инициатив оборонного свойства. Это близкое к статусу государства-члена НАТО положение страны-союзника США, которому по объективным причинам географического и внешнеполитического свойства не может быть предоставлено полноправное членство в Альянсе. Основной союзник обладает всеми преференциями военно-технического свойства, но лишён распространения на него положений статьи 5 Североатлантического договора о гарантии коллективной обороны на случай военной агрессии против одного из членов Организации.
Администрация Обамы заняла предельно жёсткую позицию на переговорах с правительством Карзая по соглашению о безопасности. Косвенные сигналы из Вашингтона свидетельствуют о всё большем склонении супердержавы к решениям по схеме «или – или». Или Кабул согласится на условия своего главного внешнего партнёра, или последний полностью свернёт военную миссию в Афганистане. Не оставив там после конца 2014 года и одного своего военнослужащего. Обсуждаемая на переговорах цифра в 9-10 тысяч американского ограниченного контингента в Афганистане после вывода основных боевых частей может быть сведена к нулю.
Что остаётся Карзаю в этой ситуации? Правильно, переложить груз принятия окончательных решений со своей на коллективную голову афганской стороны. Президент Афганистана перенаправил вопрос о рассмотрении условий США в собрание народных представителей страны, всеафганский совет старейшин - Лойя Джиргу . Тем самым, он внёс ещё большую неясность в планы американцев добиться переговорного успеха до конца текущего месяца. Как распределятся голоса в совете старейшин - по большому счёту не важно. Очевидно, что американцы увязли в Афганистане, не обретя здесь столь желаемой определённости на будущее. Без соглашения по безопасности срывается сам график вывода войск.
Положению центрального правительства Афганистана также не позавидуешь. Остаться один на один с талибами – не лучший вариант для неустойчивой власти, имеющей слабую базу защиты себя с оружием в руках. Хотя на словах декларируется передача под контроль правительства Карзая безопасности на всей территории страны, реалии далеки от официальных заявлений. В середине июня текущего года на афганскую армию и силы правопорядка была возложена миссия контроля над всеми провинциями страны. На деле, как минимум в 20% боевых операций в Афганистане силы международной коалиции продолжают нести основную нагрузку. У местной армии просто нет внутреннего потенциала для принятия полной ответственности за всю территорию не только на нынешнем этапе, но и в отдалённой перспективе.
Экспертные оценки состояния дел в вооружённых силах Афганистана выглядят удручающе. На сегодняшний день Афганская национальная армия исчисляется 191 тысяч человек (к началу 2014 года планируется довести эту цифру до 260 тысяч). 80% рядового и сержантского состава – это малограмотные и неграмотные военнослужащие. Между ними происходят постоянные трения на этноконфессиональной почве. Значительная часть бойцов связана с боевиками «Талибана», что выступает главной причиной нежелания США делиться информацией с местными властями и командованием о боевых и других операциях на территории страны. Высок уровень дезертирства. Ежемесячно из армии и сил правопорядка дезертируют свыше 400 военнослужащих и полицейских. Боевые потери личного состава зашкаливают. По данным международной коалиции, афганский силовой блок ежегодно теряет до 35% своего личного состава (дезертирство, убыль в боях, окончание срока службы). С момента возобновления интенсивных военных действий весной 2013 года, потери силовых ведомств страны еженедельно исчисляются более 100 человек убитыми и около 300 человек ранеными. На фоне указанных цифр попытки афганского правительства добиться для себя гарантий безопасности от США в частности и от НАТО в целом вполне объяснимы.
Следует признать, что американцы так и не обрели в лице центральных властей Афганистана доверительного партнёра. Все последние месяцы Кабул только повышал градус напряжения в отношениях с Вашингтоном, что абсолютно не содействовало выходу на компромиссные развязки в переговорах по соглашению о безопасности. Если за несколько дней до встречи с госсекретарём Керри президент Карзай заявляет, что действия США и их союзников в Афганистане принесли стране огромные страдания и потери человеческих жизней, о какой доверительности может вообще идти речь?! Вдобавок ко всему, присущая афганской стороне непоследовательность. Зачастую на грани взаимоисключающих друг друга заявлений. К примеру, ранее из Кабула можно было услышать призывы к американцам не наносить ударов по целям на территории Пакистана (по базам тамошних талибов). В начале текущего месяца президент Карзай был уже на других позициях. Обвинив США в отсутствии безопасности в стране, он выразил мнение, что руководство НАТО совершило ошибку, сосредоточившись на борьбе с талибами в удалённых районах и поселениях Афганистана. Вместо этого, по его словам, следовало бы уделить больше внимания базам «Талибана» в соседнем Пакистане. И это после недавних тесных контактов действующего президента Афганистана с пакистанским руководством.
По всей видимости, единственный урок, который американцы извлекли из 12-летней афганской кампании – это не искать логики в действиях местных властей. Ибо нельзя искать того, чего изначально нет и не может быть в стране, живущей десятилетиями по своим, чаще всего иррациональным законам бытия. Но для ухода из Афганистана, если даже он будет полным, что, впрочем, маловероятно, в любом случае необходима хотя бы частичная определённость в ближайшей перспективе. Соединённые Штаты искали данную определённость в новом соглашении по безопасности с Афганистаном. Но вышли только на ещё бóльшую неясность в отношениях с непредсказуемым партнёром.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.