Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.10.2013 | Михаил Агаджанян
Россия-Индия-Китай: перспективы треугольника региональной безопасности
Сегодня завершаются военные учения России и Индии под кодовым названием «ИНДРА – 2013». Совместные антитеррористические маневры прошли в штатном режиме, став очередным свидетельством сотрудничества двух стран в военно-политической сфере. Учения проводятся с 2003 года, в предыдущий раз они состоялись в Бурятии на полигоне «Бурдуны». Нынешние маневры с участием около 500 военнослужащих на территории индийского штата Раджастан совпали с визитом премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Москву.
В российско-индийских отношениях военно-техническое сотрудничество (ВТС) традиционно занимает одно из приоритетных мест. Много сказано и написано о подводных рифах на пути кооперации двух стран в данной сфере. Чаще всего - с критическим оттенком. Между тем, нельзя не заметить, что Москва и Нью-Дели в последнее время взяли курс на диверсификацию своих отношений. Сотрудничество двух партнёров по БРИКС не исчерпывается нефтегазовой составляющей, которая превалирует в отношения России с другими партнерами, например, с Китаем (хотя товарооборот России с Индией на порядок отстаёт от своего китайского «собрата»). Москва и Нью-Дели только планируют к 2015 году довести объём торгово-экономического сотрудничества до $20 млрд. В то время, как к указанному рубежу российские и китайские власти поставили цель выйти на 100-миллиардную отметку двусторонней торговли. Но структура российского экспорта на индийский рынок выглядит явно предпочтительнее китайского направления, где львиная доля приходится на торговлю нефтью и природным газом. Высокотехнологичные товары в структуре российского экспорта в Индию в прошлом году заняли видное место. 48,9% из них – доля машинно-технической продукции. По данным индийской статистики, на которые ссылается Минэкономразвития, сырьевая структура российского экспорта выглядела куда скромнее: чёрные металлы и изделия из них - 13,9%, нефть и нефтепродукты - 6,9%.
В сфере энергетического сотрудничества России и Индии преимущественное место занял «мирный атом». И здесь не всё так гладко, как хотелось бы. С тем же, ставшим «хроническим», постояннным переносом сроков сдачи объектов в эксплуатацию, который можно было наблюдать в последние годы по линии ВТС двух стран. Долгожданное подключение первого блока индийской АЭС «Куданкулам» к сети было осуществлено практически одновременно с визитом Манмохана Сингха в Москву. Сроки ввода второго блока сориентированы на первую половину 2014 года. Вопрос же с третьим и четвёртым блоками АЭС пока не приблизился к практической реализации. Хотя по итогам визита индийского премьера российское руководство подтвердило достижение сторонами принципиального согласия об их строительстве силами отечественных атомщиков.
Российско-индийские отношения не могут успешно развиваться без учёта геополитических факторов, представленных в обширном треугольнике интересов России, Индии и Китая. Здесь важно уловить тенденции в перекрёстных отношениях трёх держав, сориентировать их для возможной трёхсторонней кооперации. При этом, конечно, не упуская из виду приоритеты двустороннего построения связей. Автор этих строк в прошлом году выдвинул версию о целесообразности расширения военно-политического сотрудничества России, Индии и Китая до трёхстороннего формата. В качестве первого шага к нему могло бы стать перепрофилирование ежегодных российско-индийских учений «ИНДРА» в триединый формат боевой выучки с участием представителей Народно-освободительной армии Китая.
Расширение «ИНДРА» до «ИНДРАКИТ» смотрелось бы весьма органично на фоне текущей позитивной динамики в отношениях двух геостратегических оппонентов в Восточной и Южной Азии. Примечательно, что по завершении визита в Москву индийский премьер отправился в Китай, где провёл не менее конструктивные переговоры. Главным итогом контакта Китая и Индии на высшем уровне стало заключение соглашения о поддержания безопасности на границе. Самой границы в её закреплённом двусторонними договорами понимании между Китаем и Индией на отдельных участках их соприкосновения нет. Поэтому правильнее говорить о соглашении по обеспечению безопасности на линии фактического контроля.
О подготовке сторон к юридической фиксации своего обоюдного желания снизить градус напряжённости в застарелых территориальных спорах было известно за несколько месяцев до посещения Манмоханом Сингхом Пекина. Китай и Индия не разрешили свои пограничные разногласия, но вывели их на предсказуемый уровень доверия. Интересно, что даже в годы отсутствия подобных китайско-индийских документов, Пекину и Нью-Дели удавалось проводить свои совместные учения. В 2007 и 2008 годах состоялись китайско-индийские антитеррористические военные учения. В сентябре прошлого года главы оборонных ведомств двух стран приняли решение возобновить практику ежегодных учений по отработке совместных действий в борьбе с терроризмом. Представители Китая и Индии ежегодно встречаются в рамках контртеррористического диалога. К примеру, 11-12 апреля этого года в Пекине состоялся очередной раунд диалога с уклоном на ситуацию в Афганистане.
В конечном итоге, руководства таких крупных государств всегда склоняются к рациональной линии поведения. Вероятность масштабной военной эскалации между Китаем и Индией крайне мала. Преградой тому, в первую очередь, – ядерный статус двух держав, обладание эффективными средствами доставки атомных боеголовок к любым целям на территории потенциального противника. Локальная конфликтность китайцев и индийцев, которую можно наблюдать по линии фактического контроля вдоль спорных участков Аксайчин и Аруначал-Прадеш, возможно, будет проявляться и впредь. Но после подписания двустороннего соглашения по обеспечению безопасности в приграничье шансы на оперативное подавление будущих эскалаций резко возросли.
В оценках экспертов, анализирующих нынешний этап индийско-китайских отношений появились, новые смысловые категории, наличие которых было просто немыслимо в не столь отдалённой ретроспективе. Например, «подлинное партнёрство».
В Совместном заявлении по итогам российско-индийского саммита от 21 октября, стороны, в частности, выразили приверженность дальнейшему наращиванию политического взаимодействия между Россией, Индией и Китаем. По тексту заявления, важное значение придаётся очередной встрече министров иностранных дел трёх государств, которая состоится в ноябре текущего года в Нью-Дели. Лидеры двух стран сошлись на том, что продолжение консультаций по проблеме региональной безопасности на уровне высоких представителей России, Индии и Китая имеет ключевое значение.
Налицо благоприятность момента для поднятия вопроса о создании формата военного сотрудничества трёх держав под условным обозначением «ИНДРАКИТ». Построение военнополитических связей в треугольнике «Индия – Россия – Китай», в котором роль Москвы носила бы сближающий геополитические интересы Нью-Дели и Пекина характер, может привести к большей устойчивости межгосударственных конфигураций на пространстве от Ближнего Востока до Восточной Азии. Расширение аббревиатуры учений «ИНДРА» до «ИНДРАКИТ» станет значительным укреплением стратегической стабильности в глобальном масштабе.
Михаил Агаджанян – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.