Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

15.11.2013 | Нана Гегелашвили

В преддверии вильнюсского саммита: кавказское измерение

28-29 ноября в Вильнюсе состоится очередной саммит ЕС, на котором планируется подписание двух соглашений - Соглашения об ассоциации и всеобъемлющей свободной торговле с Украиной, а также парафирование аналогичного соглашения с Молдовой и Грузией, Скорее всего, это то, и другое состоится. Однако из этих событий выбивается случай Армении, имеющий свои особенности.

В связи с тем, что договор о Зоне свободной торговли (ЗСТ) рассматривается стратегами ЕС в одном пакете с Соглашением об ассоциации (АС), а также с учетом сделанного 3 сентября Ереваном заявления о его вступлении в Таможенный Союз, представляется, что с Арменией будет подписано нечто вроде заявления, но не документ: до саммита остается слишком мало времени, необходимого для подготовки серьезного документа. Тем не менее, похоже, что ЕС не станет игнорировать стремление Армении к интеграции, а Ереван продолжит оставаться в поле интересов Европы. Этому способствуют несколько факторов.

Во-первых, глобальный финансовый кризис, последствия которого все еще продолжаются, вкупе с перенапряжением сил США, не дают никакой уверенности в том, что ситуация может заметно улучшиться, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Все это неизбежно будет влиять как на саму политику «Восточного партнерства», разработанную стратегами ЕС, так и на диапазон ее действия, который, вероятно, будет сокращаться. К тому же, похоже, что с учетом крайне непредсказуемой ситуации на Ближнем Востоке и в Афганистане, кавказское измерение будет приобретать все большее значение для Запада, и именно это соображение не в последнюю очередь способствовало снижению завышенных ожиданий ЕС от стран «Восточного партнерства».

Во-вторых, отсутствие конечной цели программы «Восточное партнерство» делает ЕС несколько уязвимым и вынуждает его идти на компромиссы в отношении своей восточной политики. И Украина – тому пример. Несмотря на то, что политика, проводимая Киевом, далеко не всегда основывается на соблюдении европейских ценностей (что в ЕС прекрасно понимают), представляется, что на саммите в Вильнюсе договор об ассоциативном членстве с Украиной все же будет подписан, так как по большому счету Киев ничуть не отличается от стран Западных Балкан, где интеграция с ЕС набирает обороты. Необходимость идти на подобные компромиссы обусловлена отчасти и осознанием Брюсселя того, что в случае промедления, связанного с завышенными требованиями в адрес своих восточных партнеров, этим может воспользоваться Москва для их вовлечения в Евразийский союз. Тем не менее, с учетом усиливающихся позиций Москвы на международной арене в настоящее время, нельзя не признать и тот факт, что сегодня Брюссель похоже готов рассмотреть возможность эксперимента, при котором отдельные страны могли бы согласовывать участие в Таможенном союзе и сближение с Евросоюзом.

Одним из недочетов политики «Восточного партнерства» является неспособность ЕС определить, что является конечной целью для стран этого региона. Брюссель обладает рядом инициатив, но у него никогда не было реальной стратегии. Если ЕС серьезно подойдет к достижению целей политики соседства - а это стабильность, безопасность и процветание – то ему придется постоянно придерживаться и никогда не отступать от своих ранее сделанных подходов к этим странам.

В третьих, ЕС нуждается в выработке инструментария, способного обеспечивать своим восточным партнерам возможности, позволяющие им сосуществовать без заключения договора о Зоне свободной торговли на поле ЕС, развивая и углубляя при этом другие форматы сотрудничества с ними - в области общей внешней политики и безопасности, а также в вопросах юстиции и внутренних дел, которые не должны ослабевать. Это диктуется сложившимися в мире реалиями.

Таким образом, представляется, что, несмотря на то, что на Вильнюсском саммите не состоится подписание какого-либо основополагающего документа с Арменией, тем не менее, Брюссель будет предпринимать всяческие попытки сближения с этой страной, основываясь на существующих достижениях. В частности, об этом говорит следующий факт. 3 сентября 2013 г. на встрече с российским президентом президент Армении выразил намерение Еревана вступить в Таможенный союз и включиться в процесс формирования Евразийского экономического союза. Это, в свою очередь, вызвало шквал критики со стороны европейских чиновников, заявивших, что Армения практически прервала переговоры с Европой и сделала невозможным парафирование Соглашение об Ассоциации с ЕС, которое должно было состояться на Вильнюсском саммите. А буквально через две недели европейские чиновники уже выступили с заявлением, в котором отмечалось, что Соглашение об ассоциации и всеобъемлющей зоне свободной торговли могут быть совместимы с экономическим сотрудничеством со странами СНГ.

В свою очередь, руководство Армении продолжает заявлять, что Ереван нацелен на углубление сотрудничества и продолжение отношений с ЕС, не противоречащих членству в Таможенном союзе. Похоже, что сегодня Ереван и ЕС намерены продолжить запущенный процесс интеграции без учета взаимных обязательств, т.е. по упрощенному, пока еще крайне формальному сценарию.

В последнее время Россия делает ставку на создание Евразийского союза в качестве своего рода противовеса ЕС и европейской интеграции, что может способствовать, по мнению Москвы, появлению двух политико-экономических центров влияния. Не случайно, согласно логике Кремля, Таможенный союз и его будущая судьба является архиважным вопросом для России, т.к. посредством этого инструмента Москва может вновь занять ведущие позиции на постсоветском пространстве. Вот почему отсутствие у Армении общей границы со странами-членами Таможенного союза, что могло бы стать серьезным препятствием на пути ее вступления в ТС, не помешало Москве начать рассматривать Ереван как будущего члена ТС. Тем не менее, и у ТС, равно как и у ЕС существует ряд нерешенных вопросов технического характера, и это необходимо учитывать. К тому же в настоящее время вопросы, связанные с реальными преимуществами зоны свободной торговли в условиях отсутствия общей границы со странами ТС, а также в топливно-энергетической сфере, остаются для Еревана риторическими.

Ясно, что решение о вступлении Армении в Таможенный союз было принято с учетом вопроса безопасности, так как именно Россия является гарантом безопасности Армении. В этом отношении ЕС всегда проявлял взвешенность и старался обходить такие жизненно важные вопросы для Армении, как урегулирование карабахского конфликта, предоставив это Минской группе ОБСЕ, равно как и вопрос, связанный с нормализацией армяно-турецких отношений и открытием границы. Понятно, что урегулировать эти вопросы ЕС никак не может, так как не владеет необходимыми для их решения рычагами. Другим фактором, повлиявшим на решение Армении присоединиться к ТС, стало решение Турции принять участие в интервенции в Сирии. С учетом сложившейся ситуации в Нагорном Карабахе, а также отсутствием дипотношений с Турцией, это может привести к непредсказуемым последствиям для Армении.

Не последним фактором, побудившим Ереван присоединиться к ТС, стала и активность Москвы в вопросе разблокирования абхазской железной дороги, что в условиях двух закрытых границ Армении является архиважным для Еревана. Таким образом, нельзя не признать того, что на сегодня Россия остается единственным гарантом безопасности Армении и альтернативы ей нет.

Тем не менее, несмотря на сделанное Ереваном заявления о намерении присоединиться к Таможенному Союзу, Армения, в силу своего географического положения, всегда будет вынуждена вести политику комплементарности, балансируя между амбициями Москвы и интересами ЕС.

Что же касается Азербайджана, то Баку еще не завершил переговоры по Соглашению об ассоциации с ЕС, а потому и не сможет его подписать на Вильнюсском саммите. К тому же Азербайджан, не являясь членом ВТО , не сможет также подписать Соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Тем не менее, Баку выступает за установление тесных отношений с ЕС, однако испытывает разочарование подходом Брюсселя к проблеме Нагорного Карабаха. Баку нервирует неспособность ЕС открыто признать территориальную целостность Азербайджана, как это было сделано в отношении Молдовы и Грузии. Тем не менее, Азербайджан является страной, ориентированной на Запад и расположенной в проблемном регионе, так что взаимодействие с ЕС является важным для Баку. Тем более с учетом сотрудничества Азербайджана с ЕС в сфере энергетики, что само по себе предполагает обеспечение взаимных интересов.

Последней страной, представляющей кавказское измерение политики ЕС, является Грузия. Похоже, что Вильнюсский саммит будет успешным для Тбилиси. Этому способствует и завершение переговоров между Грузией и ЕС о всеобъемлющей свободной торговле с ЕС, что является большим прорывом в отношениях между Тбилиси и Брюсселем и наглядным свидетельством европейского выбора Грузии.

Таким образом, есть уверенность в том, что саммит состоится, а результаты саммита будут целиком и полностью зависеть от того, насколько постсоветские страны смогут работать по европейским стандартам, а также от того, насколько политика «Восточного партнерства», проводимая ЕС, будет отвечать их национальным интересам. Не в последнюю очередь это будет связано и с тем, насколько удачно сможет Брюссель продолжать реализовывать, дополнять и обновлять свою политику «Восточного партнерства», позволяющей ему «заякорить» эти страны в условиях продолжающегося глобального экономического кризиса.

Нана Гегелашвили – к.п.н., руководитель Центра Региональных проблем ИСКРАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net