Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

17.11.2013

Портрет отечественного бизнеса: 20 лет спустя. Дмитрий Борисович Зимин – основатель и почетный президент компании «ВымпелКом»

Дмитрий Зимин – создатель первой в России телекоммуникационной компании «ВымпелКом», с которой фактически начинается история отечественного рынка сотовой связи. Запуская свой бизнес в начале 1990-х годов, Зимин и его соратники не имели ничего, кроме инженерного опыта и энтузиазма, которые помогли им привлечь инвестиции и технологии и в короткие сроки создать одну из крупнейших отечественных компаний в сфере телекоммуникаций. Сегодня Дмитрий Борисович уже отошел от своего бизнеса, занявшись просветительскими проектами, за что недавно был награжден Медалью Эндрю Карнеги (ее еще называют "нобелевской премией за благотворительность"). В интервью Центру политических технологий Зимин рассказывает о первых шагах в только формировавшемся рынке сотовой связи, рассуждает о психологии бизнесмена и объясняет, почему вложил все заработанные средства в благотворительность.  

Сказочные 90-е

Большая часть жизни Дмитрия Зимина пришлась на советские времена, когда возможность заниматься бизнесом отсутствовала. В результате предприниматель открыл свое дело, когда ему было почти 60 лет, что по нынешним меркам достаточно поздно. Хотя сам Зимин уверен, что сложись исторические обстоятельства по-другому, то и свой путь в бизнесе он начал бы раньше. 

Дмитрий Борисович не разделяет выражение «лихие 90-е», так как для него это был, по его собственному выражению, «романтический период, связанный с грациозными изменениями в российской жизни, когда менялось всё и вся». Предприниматель считает, что в те годы для людей открывалось множество возможностей, которыми нужно было уметь и хотеть воспользоваться. «Время голодное, ни работы, ни денег, вот начальство и вынуждено было выкручиваться, искало деловые связи, выходы на новые рынки и партнеров», - рассказывает Зимин.

История появления компании «ВымпелКом» является весьма показательным примером реализации открывшихся в те года возможностей. Компания состоялась, имея на руках лишь кредиты поставщиков, причем ни чем не обеспеченные. «А чем мы могли их обеспечить? - восклицает предприниматель, - У нас же не было даже своей сети, когда пришли первые поставки с аппаратурой. Все, что было — это лицензия Ericsson, какой-то там частной компании... А нам давали миллионные, ничем не обеспеченные кредиты! Такое могло произойти только в те годы». Трудно не согласиться с предпринимателем – сегодня повторить такое вряд ли возможно.

Рождение «ВымпелКома»: это было чудо, а чудеса не повторяются

Компания «ВымпелКом» стала примером зарождения нового бизнеса на пустом месте, ведь в те годы рынок сотовой связи отсутствовал в принципе. При этом основатель компании обращает внимание на то обстоятельство, что им удалось обойтись практически без привлечения бюджетных средств, чем мало кто может похвастаться в постсоветской России.   

Одной из первых проблем, с которой столкнулся Дмитрий Зимин, была задача войти в диапазон. Основателям «ВымпелКома» пришлось буквально «выцарапывать» у военных свой кусок диапазона, и это уже само по себе стало достижением. В итоге компания начала работать в американском стандарте D-AMPS. В Европе этот стандарт был самым известным, и многим зарубежным компаниям, не только Ericsson, было очень интересно работать в этом направлении. Дмитрий Борисович убежден, что они уловили нужный момент, так как «ВымпелКом» нельзя было создать ни полгода раньше, ни полгода позже.  «Это было чудо, а чудо, как известно, повторить невозможно» - добавляет предприниматель.   

Энтузиазм как залог успеха

Дмитрий Зимин создавал «ВымпелКом» совместно с американским партнером Оги Фабелой-младшим, который не побоялся влезть в тогдашний российский бардак и поверил в страну, где всё бурлило и было не понятно что вообще происходит. Зимин вспоминает с гордость, что его партнер спустя много лет признался, что ему придал уверенности невероятный энтузиазм, который читался в глазах его российских коллег.   «Это решило все, убедило американцев, что с нами у них всё получится. Поэтому они тогда и сказали нам: ребята, мы идем к вам! Давайте работать вместе, вот, возьмите нашу аппаратуру!» - пересказывает Дмитрий Борисович слова своих американских партнеров, добавляя, что вряд ли такое могло бы повториться сегодня. 

Зимин полностью разделяет мнение американцев о том, что энтузиазм был главным качеством, отличавшим команду основателей «ВымпелКома». «Откуда он шел? Прежде всего, от жизни: зарплату не платили, жрать, простите, было нечего, а у всех семьи… И еще — от уверенности, что мы все сможем. Ведь мы были не просто единой командой: мы были, помимо всего прочего, еще и очень неплохими радиоинженерами», - объясняет предприниматель.

При этом Зимин добавляет, что их энтузиазм появился отнюдь не на пустом месте, ведь у них до этого уже был СКБ, был наработан определенный опыт. А дополнительным мотивирующим фактором была особая обстановка в стране, когда массово возникали первые частные предприятия, кооперативы, и предприимчивые люди почувствовали, что открываются новые, просто невероятные возможности.

Отношения с бюрократией

Одним из основных занятий Дмитрия Борисовича в «ВымпелКоме» было налаживание взаимоотношений с властью в лице чиновников самых разных уровней, причем предпринимателю, по его признанию, это было по-настоящему интересно. На этом направлении деятельности Зимину сильно помог его опыт работы в Радиотехническом институте, где он был начальником одного из самых крупных отделов и заместителем главного конструктора крупнейшей радиостанции Советского Союза, что предполагало взаимодействие с советскими директорами. «Это, поверьте, была та еще система, в которой секретность довлела надо всем, в том числе над здравым смыслом», - описывает суровую школу общения с советскими чиновниками, которую в свое время прошел предприниматель, оказавшийся подготовленным к аналогичной деятельности уже в постсоветской России 

Дмитрий Зимин решал сложные вопросы, от которых зависели не только перспективы, но и само существование «ВымпелКома»: нужно было выбивать для компании частоты, лицензии. Один такой случай предприниматель называет не иначе, как чудом. Речь  идет о «битве» за GSM. Сначала лицензию на этот диапазон передали «ВымпелКому», однако вскоре правительство решило приватизировать «Связьинвест» и с целью увеличения капитализации компании GSM отдали ему.  В результате «Связьинвест» получал весь оставшийся частотный ресурс, а «ВымпелКому» места просто не оставалось.  «И не было бы «ВымпелКома», - вспоминает Зимин, - Если бы не дефолт, который заставил всех переключиться на решение других вопросов, куда более острых. Какая там приватизация?! Не до нее стало. Вот так GSM тогда и остался за нам. И таких битв и чудес на нашем пути было немало».

Меняться вместе с компанией

Говоря о своем стиле руководства, Дмитрий Зимин отмечает, что по мере того, как его компания разрасталась, а ее структура становилась все более сложной, ему приходилось менять свой стиль управления, подстраиваясь по новые реалии. На этапе становления бизнеса, когда вся команда умещалась за одним небольшим столом, в решении каких-то вопросов приходилось быть «диктатором», в другие же просто не стоило влезать. «Когда бизнес разрастается, - продолжает Дмитрий Борисович, - совершенно неизбежно должен меняться и стиль управления: структура усложняется, появляются Совет директоров, масса акционеров. Сами процедуры принятия решений уже таковы, что коли на этом сосредоточен, то заниматься еще чем-то другим уже просто опасно: компания ворочает миллионами, десятками, сотнями миллионов долларов, а значит, цена ошибки возрастает».   

Принципы подбора кадров в большой компании также отличаются. В советские годы, если встретится хороший специалист, у любого руководителя возникало желание взять его на работу, потому что потом такого будет трудно найти. Сегодня логика иная. В «ВымпелКоме», к примеру, работают тысячи людей, есть много тысяч абонентов, техническая служба, сложнейшая вычислительная техника, сотни километров оптоволокна, радиостанции и все такое прочее. Кто должен, скажем, стоять во главе технической службы такой компании? Зимин убежден, что это не должен быть влюбленный в свое дело инженер, так же, как во главе Минздрава, к примеру, не должен стоять влюбленный в свое дело гомеопата».

Предприниматель вспоминает, что всему приходилось учиться буквально на ходу. «Как вести себя с акционерами? Как вести себя с абонентами? Что можно говорить, а что нельзя говорить с учетом защиты прав акционеров? Корпоративная культура, американская корпоративная культура — все это было для нас откровением», - рассказывает Зимин.

Вовремя уйти – тоже достижение

Одним из главных своих достижений основатель «ВымпелКома» считает выход на биржу: именно эта компания стала первым российским участником Нью-Йоркской фондовой биржи. При этом одним из главных жизненных принципов Зимин считает умение не только вовремя начать дело, но и вовремя выйти из него. Именно поэтому своевременный уход в отставку бизнесмен также относит к числу своих достижений.

Среди причин, побудивших его пойти на такой шаг, Дмитрий Борисович отмечает несколько. Во-первых, возраст (к моменту ухода предпринимателю уже было за семьдесят). Во-вторых, вызовы, стоящие перед компанией и требовавшие колоссальных инвестиций (в частности, перед «ВымпелКомом» стояла задача осваивать регионы). А это означало, что основателю компании нужно было расставаться с контрольным пакетом. В-третьих, ушло ощущение новизны, которое существовало лишь первые 5-6 лет. «Мы были быстрорастущей компанией, - вспоминает Зимин, - Были налажены контакты с властями, с Белым домом и министерствами, бизнес становился регулярным. И эта новизна постепенно ушла».

К тому же с ростом бизнеса рабочий процесс бюрократизировался: появился Совет директоров и другие органы, которые требовали того, чтобы ключевые решения проходили через разные службы и стадии согласования. Руководитель, несмотря на формальное обладание все полнотой власти, уже не мог спонтанно принимать решения. Бизнесмен вспоминает: «В свое время для меня стала открытием необходимость привлекать внешних консультантов для решения внутренних вопросов. А вопросы все время возникали, потому что и компания неуклонно росла, и рынок постоянно менялся. Нужно было регулярно проводить реорганизацию: какие-то отделы убирать, какие-то создавать. Разумеется, все это касалось людей. И для меня было откровением, что обсуждать то, что напрямую затрагивало их судьбы, внутри компании не стоит, а нужно привлекать для этого внешних консультантов. Все это было психологически довольно тяжело».

Оставляя бизнес, Дмитрий Борисович  дал торжественный обет своим родственникам и близким, что больше им заниматься не будет. Хотя тут же признается, что бывали моменты сожаления о таком шаге. Но раз дал обет, пришлось держать свое слово.  

После ухода из бизнеса Зимин переключился на благотворительность, передав туда все средства: основал «Династию», фонд некоммерческих программ, который занялся поддержкой российской фундаментальной науки и образования, а также просветительством — популяризацией научных знаний в обществе.

Миллионер без карманных денег

Возвращаясь к временам становления «ВымпелКома», Дмитрий Зимин вспоминает, что тогда у него у его соратников был соблазн, как он сам говорит, «хватануть очень большие деньги и остановиться». Однако энтузиазм и устремленность в будущее мотивировали основателей компании снова и снова вкладывать в её развитие, лишая себя многого из того, что они уже могли себе позволить. Зимин считал, что лучше сегодня сократить расходы, минимизировать зарплату (в том числе и собственную), зато завтра будет построен лишний десяток базовых станций. И в результате такой политики растет капитализация компании. «Ты уже миллионер, но у тебя при этом может не быть денег на карманные расходы. У тебя почти не остается денег на текущую жизнь, но растет стоимость твоего пакета акций», - объясняет бизнесмен приоритеты свои и своих соратников, отмечая, что у новых работников, не являющихся акционерами компании и сидящих на одной зарплате, психология уже не такая. «Спрашивается, откуда у советских людей было такое понимание? Уверен, что это создание «ВымпелКома» и годы работы в компании изменили наше восприятие мира. Мы стали совершенно другими людьми», - заключает Зимин. 

Об альтруизме, благотворительности и политике

Развивая тему о занятии благотворительностью, ставшей основным видом деятельности Зимина после ухода из бизнеса, Дмитрий Борисович отмечает, что благотворительность, также как и любое другое дело, должна быть основана на собственном желании человека, в противном случае ничего путного из этого не выйдет. Причем это желание, по мнению Зимина, вполне естественно для любого человека, так как альтруизм заложен в людях на генетическом уровне – он был присущ им еще в доисторические времена.  

Общество, в свою очередь, должно создавать благоприятные условия для реализации стремления человека к альтруизму. «Общество, собственно говоря, для того и существует, - говорит Зимин, - чтобы человек мог гармонично развиваться, то есть, удовлетворять все свои потребности в поддержании жизни, быть защищенным, проявлять альтруизм. Это для него естественно».

Ту же роль должно играть и государство, однако наше государство, по признанию Зимина, его сильно огорчает: «Все эти непонятно какими причинами вызванные наезды на НКО, наезды на оппозицию, абсолютная предвзятость судебных решений в отношении того же Ходорковского, например. Конечно, это огорчает и является одним из факторов, который мешает жить, заниматься бизнесом».  

Бизнесмен не разделяет точку зрения тех, кто критикует нынешнюю политическую оппозицию, считая, что она ничего не может предложить. Но вместе с тем Зимин отмечает, что на данный момент не понятно, куда движется Россия, однако уверен, что единственно верным для неё направлением является европейское. «Я думаю, - поясняет предприниматель, - что если Россия не станет частью Европы, с европейскими правилами жизни, в первую очередь, со сменяемостью власти, разделением властей, ее ждет незавидное будущее. И очень жаль, что люди, от которых зависит будущее России, не понимают, что, препятствуя движению по такому пути, они ставят под вопрос само существование страны».

Ждать помощи в этом от бизнес-сообщества, Дмитрий Борисович считает неперспективным. Побывав в течение долгого времени членом правления Российского союза промышленников и предпринимателей, Зимин может с уверенностью сказать, что эта организация, будучи объединением крупных бизнесменов, не станет поднимать фундаментальные вопросы, которые касаются существа нашей власти, так как воевать с ней крупный бизнес не намерен, ведь у него за спиной тысячи акционеров и десятки тысяч работников. Вместо этого он будет говорить о шлифовке некоторых второстепенных вещей. Однако Дмитрий Борисович не осуждает предпринимателей за то, что ни не хотят рисковать своим бизнесом ради политических целей.

Сейчас главная задача — это просвещение общества

Среди основных проблем современного российского общества Зимин выделяет две. Первая – это проблема просвещения населения.  «Меня пугает, что происходит какое-то одичание — иначе я это назвать не могу, - недоумевает предприниматель, - в Интернете были совершенно убийственные кадры, как «Мисс России» сомневалась, то ли Земля вращается вокруг Солнца, то ли Солнце вокруг Земли. Если с этим пугающим одичанием не справятся, то у страны будущего нет». Другой не менее важной проблемой Зимин считает клерикализацию страны. 

Решать эти проблемы бизнесмен считает целесообразным путем повышения качества образования и – шире – повышения общего уровня культуры общества, так как именно следствием отсутствия культуры является вопиющая безграмотность. Бороться с этим, по мнению Зимина, следует не на баррикадах, а путем просветительской деятельности, чем основатель «ВымпелКома» и занимается последние годы.

Интервью записано Андреем Бардиным

История по мотивам интервью написана Натальей Назаровой

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net