Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.11.2013
Портрет отечественного бизнеса: 20 лет спустя. Дмитрий Борисович Зимин – основатель и почетный президент компании «ВымпелКом»
Дмитрий Зимин – создатель первой в России телекоммуникационной компании «ВымпелКом», с которой фактически начинается история отечественного рынка сотовой связи. Запуская свой бизнес в начале 1990-х годов, Зимин и его соратники не имели ничего, кроме инженерного опыта и энтузиазма, которые помогли им привлечь инвестиции и технологии и в короткие сроки создать одну из крупнейших отечественных компаний в сфере телекоммуникаций. Сегодня Дмитрий Борисович уже отошел от своего бизнеса, занявшись просветительскими проектами, за что недавно был награжден Медалью Эндрю Карнеги (ее еще называют "нобелевской премией за благотворительность"). В интервью Центру политических технологий Зимин рассказывает о первых шагах в только формировавшемся рынке сотовой связи, рассуждает о психологии бизнесмена и объясняет, почему вложил все заработанные средства в благотворительность.
Сказочные 90-е
Большая часть жизни Дмитрия Зимина пришлась на советские времена, когда возможность заниматься бизнесом отсутствовала. В результате предприниматель открыл свое дело, когда ему было почти 60 лет, что по нынешним меркам достаточно поздно. Хотя сам Зимин уверен, что сложись исторические обстоятельства по-другому, то и свой путь в бизнесе он начал бы раньше.
Дмитрий Борисович не разделяет выражение «лихие 90-е», так как для него это был, по его собственному выражению, «романтический период, связанный с грациозными изменениями в российской жизни, когда менялось всё и вся». Предприниматель считает, что в те годы для людей открывалось множество возможностей, которыми нужно было уметь и хотеть воспользоваться. «Время голодное, ни работы, ни денег, вот начальство и вынуждено было выкручиваться, искало деловые связи, выходы на новые рынки и партнеров», - рассказывает Зимин.
История появления компании «ВымпелКом» является весьма показательным примером реализации открывшихся в те года возможностей. Компания состоялась, имея на руках лишь кредиты поставщиков, причем ни чем не обеспеченные. «А чем мы могли их обеспечить? - восклицает предприниматель, - У нас же не было даже своей сети, когда пришли первые поставки с аппаратурой. Все, что было — это лицензия Ericsson, какой-то там частной компании... А нам давали миллионные, ничем не обеспеченные кредиты! Такое могло произойти только в те годы». Трудно не согласиться с предпринимателем – сегодня повторить такое вряд ли возможно.
Рождение «ВымпелКома»: это было чудо, а чудеса не повторяются
Компания «ВымпелКом» стала примером зарождения нового бизнеса на пустом месте, ведь в те годы рынок сотовой связи отсутствовал в принципе. При этом основатель компании обращает внимание на то обстоятельство, что им удалось обойтись практически без привлечения бюджетных средств, чем мало кто может похвастаться в постсоветской России.
Одной из первых проблем, с которой столкнулся Дмитрий Зимин, была задача войти в диапазон. Основателям «ВымпелКома» пришлось буквально «выцарапывать» у военных свой кусок диапазона, и это уже само по себе стало достижением. В итоге компания начала работать в американском стандарте D-AMPS. В Европе этот стандарт был самым известным, и многим зарубежным компаниям, не только Ericsson, было очень интересно работать в этом направлении. Дмитрий Борисович убежден, что они уловили нужный момент, так как «ВымпелКом» нельзя было создать ни полгода раньше, ни полгода позже. «Это было чудо, а чудо, как известно, повторить невозможно» - добавляет предприниматель.
Энтузиазм как залог успеха
Дмитрий Зимин создавал «ВымпелКом» совместно с американским партнером Оги Фабелой-младшим, который не побоялся влезть в тогдашний российский бардак и поверил в страну, где всё бурлило и было не понятно что вообще происходит. Зимин вспоминает с гордость, что его партнер спустя много лет признался, что ему придал уверенности невероятный энтузиазм, который читался в глазах его российских коллег. «Это решило все, убедило американцев, что с нами у них всё получится. Поэтому они тогда и сказали нам: ребята, мы идем к вам! Давайте работать вместе, вот, возьмите нашу аппаратуру!» - пересказывает Дмитрий Борисович слова своих американских партнеров, добавляя, что вряд ли такое могло бы повториться сегодня.
Зимин полностью разделяет мнение американцев о том, что энтузиазм был главным качеством, отличавшим команду основателей «ВымпелКома». «Откуда он шел? Прежде всего, от жизни: зарплату не платили, жрать, простите, было нечего, а у всех семьи… И еще — от уверенности, что мы все сможем. Ведь мы были не просто единой командой: мы были, помимо всего прочего, еще и очень неплохими радиоинженерами», - объясняет предприниматель.
При этом Зимин добавляет, что их энтузиазм появился отнюдь не на пустом месте, ведь у них до этого уже был СКБ, был наработан определенный опыт. А дополнительным мотивирующим фактором была особая обстановка в стране, когда массово возникали первые частные предприятия, кооперативы, и предприимчивые люди почувствовали, что открываются новые, просто невероятные возможности.
Отношения с бюрократией
Одним из основных занятий Дмитрия Борисовича в «ВымпелКоме» было налаживание взаимоотношений с властью в лице чиновников самых разных уровней, причем предпринимателю, по его признанию, это было по-настоящему интересно. На этом направлении деятельности Зимину сильно помог его опыт работы в Радиотехническом институте, где он был начальником одного из самых крупных отделов и заместителем главного конструктора крупнейшей радиостанции Советского Союза, что предполагало взаимодействие с советскими директорами. «Это, поверьте, была та еще система, в которой секретность довлела надо всем, в том числе над здравым смыслом», - описывает суровую школу общения с советскими чиновниками, которую в свое время прошел предприниматель, оказавшийся подготовленным к аналогичной деятельности уже в постсоветской России
Дмитрий Зимин решал сложные вопросы, от которых зависели не только перспективы, но и само существование «ВымпелКома»: нужно было выбивать для компании частоты, лицензии. Один такой случай предприниматель называет не иначе, как чудом. Речь идет о «битве» за GSM. Сначала лицензию на этот диапазон передали «ВымпелКому», однако вскоре правительство решило приватизировать «Связьинвест» и с целью увеличения капитализации компании GSM отдали ему. В результате «Связьинвест» получал весь оставшийся частотный ресурс, а «ВымпелКому» места просто не оставалось. «И не было бы «ВымпелКома», - вспоминает Зимин, - Если бы не дефолт, который заставил всех переключиться на решение других вопросов, куда более острых. Какая там приватизация?! Не до нее стало. Вот так GSM тогда и остался за нам. И таких битв и чудес на нашем пути было немало».
Меняться вместе с компанией
Говоря о своем стиле руководства, Дмитрий Зимин отмечает, что по мере того, как его компания разрасталась, а ее структура становилась все более сложной, ему приходилось менять свой стиль управления, подстраиваясь по новые реалии. На этапе становления бизнеса, когда вся команда умещалась за одним небольшим столом, в решении каких-то вопросов приходилось быть «диктатором», в другие же просто не стоило влезать. «Когда бизнес разрастается, - продолжает Дмитрий Борисович, - совершенно неизбежно должен меняться и стиль управления: структура усложняется, появляются Совет директоров, масса акционеров. Сами процедуры принятия решений уже таковы, что коли на этом сосредоточен, то заниматься еще чем-то другим уже просто опасно: компания ворочает миллионами, десятками, сотнями миллионов долларов, а значит, цена ошибки возрастает».
Принципы подбора кадров в большой компании также отличаются. В советские годы, если встретится хороший специалист, у любого руководителя возникало желание взять его на работу, потому что потом такого будет трудно найти. Сегодня логика иная. В «ВымпелКоме», к примеру, работают тысячи людей, есть много тысяч абонентов, техническая служба, сложнейшая вычислительная техника, сотни километров оптоволокна, радиостанции и все такое прочее. Кто должен, скажем, стоять во главе технической службы такой компании? Зимин убежден, что это не должен быть влюбленный в свое дело инженер, так же, как во главе Минздрава, к примеру, не должен стоять влюбленный в свое дело гомеопата».
Предприниматель вспоминает, что всему приходилось учиться буквально на ходу. «Как вести себя с акционерами? Как вести себя с абонентами? Что можно говорить, а что нельзя говорить с учетом защиты прав акционеров? Корпоративная культура, американская корпоративная культура — все это было для нас откровением», - рассказывает Зимин.
Вовремя уйти – тоже достижение
Одним из главных своих достижений основатель «ВымпелКома» считает выход на биржу: именно эта компания стала первым российским участником Нью-Йоркской фондовой биржи. При этом одним из главных жизненных принципов Зимин считает умение не только вовремя начать дело, но и вовремя выйти из него. Именно поэтому своевременный уход в отставку бизнесмен также относит к числу своих достижений.
Среди причин, побудивших его пойти на такой шаг, Дмитрий Борисович отмечает несколько. Во-первых, возраст (к моменту ухода предпринимателю уже было за семьдесят). Во-вторых, вызовы, стоящие перед компанией и требовавшие колоссальных инвестиций (в частности, перед «ВымпелКомом» стояла задача осваивать регионы). А это означало, что основателю компании нужно было расставаться с контрольным пакетом. В-третьих, ушло ощущение новизны, которое существовало лишь первые 5-6 лет. «Мы были быстрорастущей компанией, - вспоминает Зимин, - Были налажены контакты с властями, с Белым домом и министерствами, бизнес становился регулярным. И эта новизна постепенно ушла».
К тому же с ростом бизнеса рабочий процесс бюрократизировался: появился Совет директоров и другие органы, которые требовали того, чтобы ключевые решения проходили через разные службы и стадии согласования. Руководитель, несмотря на формальное обладание все полнотой власти, уже не мог спонтанно принимать решения. Бизнесмен вспоминает: «В свое время для меня стала открытием необходимость привлекать внешних консультантов для решения внутренних вопросов. А вопросы все время возникали, потому что и компания неуклонно росла, и рынок постоянно менялся. Нужно было регулярно проводить реорганизацию: какие-то отделы убирать, какие-то создавать. Разумеется, все это касалось людей. И для меня было откровением, что обсуждать то, что напрямую затрагивало их судьбы, внутри компании не стоит, а нужно привлекать для этого внешних консультантов. Все это было психологически довольно тяжело».
Оставляя бизнес, Дмитрий Борисович дал торжественный обет своим родственникам и близким, что больше им заниматься не будет. Хотя тут же признается, что бывали моменты сожаления о таком шаге. Но раз дал обет, пришлось держать свое слово.
После ухода из бизнеса Зимин переключился на благотворительность, передав туда все средства: основал «Династию», фонд некоммерческих программ, который занялся поддержкой российской фундаментальной науки и образования, а также просветительством — популяризацией научных знаний в обществе.
Миллионер без карманных денег
Возвращаясь к временам становления «ВымпелКома», Дмитрий Зимин вспоминает, что тогда у него у его соратников был соблазн, как он сам говорит, «хватануть очень большие деньги и остановиться». Однако энтузиазм и устремленность в будущее мотивировали основателей компании снова и снова вкладывать в её развитие, лишая себя многого из того, что они уже могли себе позволить. Зимин считал, что лучше сегодня сократить расходы, минимизировать зарплату (в том числе и собственную), зато завтра будет построен лишний десяток базовых станций. И в результате такой политики растет капитализация компании. «Ты уже миллионер, но у тебя при этом может не быть денег на карманные расходы. У тебя почти не остается денег на текущую жизнь, но растет стоимость твоего пакета акций», - объясняет бизнесмен приоритеты свои и своих соратников, отмечая, что у новых работников, не являющихся акционерами компании и сидящих на одной зарплате, психология уже не такая. «Спрашивается, откуда у советских людей было такое понимание? Уверен, что это создание «ВымпелКома» и годы работы в компании изменили наше восприятие мира. Мы стали совершенно другими людьми», - заключает Зимин.
Об альтруизме, благотворительности и политике
Развивая тему о занятии благотворительностью, ставшей основным видом деятельности Зимина после ухода из бизнеса, Дмитрий Борисович отмечает, что благотворительность, также как и любое другое дело, должна быть основана на собственном желании человека, в противном случае ничего путного из этого не выйдет. Причем это желание, по мнению Зимина, вполне естественно для любого человека, так как альтруизм заложен в людях на генетическом уровне – он был присущ им еще в доисторические времена.
Общество, в свою очередь, должно создавать благоприятные условия для реализации стремления человека к альтруизму. «Общество, собственно говоря, для того и существует, - говорит Зимин, - чтобы человек мог гармонично развиваться, то есть, удовлетворять все свои потребности в поддержании жизни, быть защищенным, проявлять альтруизм. Это для него естественно».
Ту же роль должно играть и государство, однако наше государство, по признанию Зимина, его сильно огорчает: «Все эти непонятно какими причинами вызванные наезды на НКО, наезды на оппозицию, абсолютная предвзятость судебных решений в отношении того же Ходорковского, например. Конечно, это огорчает и является одним из факторов, который мешает жить, заниматься бизнесом».
Бизнесмен не разделяет точку зрения тех, кто критикует нынешнюю политическую оппозицию, считая, что она ничего не может предложить. Но вместе с тем Зимин отмечает, что на данный момент не понятно, куда движется Россия, однако уверен, что единственно верным для неё направлением является европейское. «Я думаю, - поясняет предприниматель, - что если Россия не станет частью Европы, с европейскими правилами жизни, в первую очередь, со сменяемостью власти, разделением властей, ее ждет незавидное будущее. И очень жаль, что люди, от которых зависит будущее России, не понимают, что, препятствуя движению по такому пути, они ставят под вопрос само существование страны».
Ждать помощи в этом от бизнес-сообщества, Дмитрий Борисович считает неперспективным. Побывав в течение долгого времени членом правления Российского союза промышленников и предпринимателей, Зимин может с уверенностью сказать, что эта организация, будучи объединением крупных бизнесменов, не станет поднимать фундаментальные вопросы, которые касаются существа нашей власти, так как воевать с ней крупный бизнес не намерен, ведь у него за спиной тысячи акционеров и десятки тысяч работников. Вместо этого он будет говорить о шлифовке некоторых второстепенных вещей. Однако Дмитрий Борисович не осуждает предпринимателей за то, что ни не хотят рисковать своим бизнесом ради политических целей.
Сейчас главная задача — это просвещение общества
Среди основных проблем современного российского общества Зимин выделяет две. Первая – это проблема просвещения населения. «Меня пугает, что происходит какое-то одичание — иначе я это назвать не могу, - недоумевает предприниматель, - в Интернете были совершенно убийственные кадры, как «Мисс России» сомневалась, то ли Земля вращается вокруг Солнца, то ли Солнце вокруг Земли. Если с этим пугающим одичанием не справятся, то у страны будущего нет». Другой не менее важной проблемой Зимин считает клерикализацию страны.
Решать эти проблемы бизнесмен считает целесообразным путем повышения качества образования и – шире – повышения общего уровня культуры общества, так как именно следствием отсутствия культуры является вопиющая безграмотность. Бороться с этим, по мнению Зимина, следует не на баррикадах, а путем просветительской деятельности, чем основатель «ВымпелКома» и занимается последние годы.
Интервью записано Андреем Бардиным
История по мотивам интервью написана Натальей Назаровой
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.