Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.11.2013 | Сергей Слободчук
Гибралтар как «последнее прибежище» кабинета Испании
Исследовательский корабль Испании провел почти сутки у берегов Гибралтара и отказался подчиниться приказу британского патрульного катера покинуть его территориальные воды. В ответ глава администрации Гибралтара Фабиан Пикардо пригрозил испанским судам обстрелом в случае появления в водах заморского владения Великобритании. Но почему очередная эскалация напряженности вокруг Гибралтара вызывает в памяти фразу о патриотизме как «последнем прибежище негодяя»?
Новый виток конфликта из-за Гибралтара вызван стремлением кабинета Мариано Рахоя переключить внимание испанцев с коррупционных скандалов и «жесткой экономии» на патриотическую тему. Нынешнее противостояние стартовало, когда в понедельник в воды Гибралтара вошел принадлежащий Испанскому институту океанографии корабль RV Ramon Margalef (предназначение – многоцелевые морские исследования, длина - 164 фута). По словам капитана, судно появилось с целью провести «океанографические работы в интересах европейского сообщества» по указанию правительства Испании. Патрульный катер Великобритании подошел к судну вплотную и потребовал покинуть территориальные воды своей страны, но командование Ramon Margalef не повиновалось приказу. Испанское судно покинуло территориальные воды Гибралтара только спустя почти 24 часа. На следующий день последовало заявление правительства Гибралтара, назвавшего вояж судна «недопустимым вторжением» и прямым нарушением Конвенции ООН по морскому праву.
А правящий британский кабинет на следующий день вызвал в Форин Офис посла Испании Федерико Трильо, где дипломаты заявили ему официальный протест в связи с инцидентом. Британский МИД вслед за администрацией Гибралтара назвал вояж испанского судна «провокационным вторжением». Государственный министр по вопросам взаимодействия с Европой (российская аналогия – замминистра иностранных дел) Дэвид Лидингтон, представляющий Консервативную партию, заявил: «Я решительно осуждаю это провокационное вторжение и предупреждаю правительство Испании впредь не допускать подобного. Если потребуется, мы готовы на любые меры, чтобы защитить суверенитет, экономику и безопасность Гибралтара». Впрочем, расшифровывать эту «игру мускулами» надо в том смысле, что «любые меры» администрации Гибралтара – это обращение за защитой к властям Великобритании.
Нынешняя эскалация напряжения вокруг Гибралтара – это уже третья серия конфликта между Великобританией и Испанией за последние месяцы. Офис британского премьера Дэвида Кэмерона обнародовал свое официальное мнение в заявлении: «Наша позиция относительно важности территориальной целостности наших суверенных вод остается неизменной. Данный вопрос крайне важен для нас, и мы уже связались по этому поводу с правительством Испании. Конечно же, наши взаимоотношения с правительством Испании важны для нас и мы взаимодействуем с ним во многих сферах, но там, где между нами есть расхождения, мы сразу указываем на подобные случаи и будем продолжать подчеркивать (спорные моменты - Автор)». Тем более, что предыдущий инцидент вокруг Гибралтара случился только в начале ноября. Тогда правительство Великобритании направило официальную жалобу в Мадрид по итогам конфликта между судном Королевского флота Великобритании и патрульным катером испанской жандармерии Guardia Civil.
Но настоящий «боевик» начался в июле-августе нынешнего года. В июле администрация Гибралтара соорудила в своих территориальных водах искусственный риф из 70 бетонных блоков. Испанские рыбаки пожаловались правительству на то, что риф затрудняет им проход к привычным местам рыболовли. Кабинет Мариано Рахоя поначалу обратился к правительству Великобритании, а когда не дождался никаких встречных шагов в вопросе искусственного рифа, ужесточил пограничный и таможенный контроль на границе с Гибралтаром. В ответ правительство Великобритании заявило, что направляет в территориальные воды Гибралтара военный фрегат «Вестминстер», оснащенный ракетными установками и боевыми вертолетами. А несколькими днями спустя кабинет Кэмерона заявил, что направит в воды Гибралтара уже целых три военных корабля, мотивировав, что судна направляются для участия «в плановых маневрах».
Испанские власти в ответ перешли к заявлениям, воспринятым в Гибралтаре и Британии как прямые угрозы. В частности, глава МИД Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо пообещал, что испанские власти введут плату в 50 евро за пересечение границы, запретят самолетам из Гибралтара полеты над территорией Испании, введут новый налог на недвижимость для резидентов из Гибралтара и т.п. А телевизионной картинкой августа стали длинные очереди автомашин на границе с Гибралтаром и проклятия жителей колонии в адрес испанских властей. Поэтому, если испанское правительство делает ставку отвлечь внимание от коррупционных скандалов и протестов против «жесткой экономии», то пока что такая схема ему удается. В ответ на скандал с исследовательским судном, глава администрации Гибралтара Фабиан Пикардо, предсказуемо аргументируя свои слова потребностью в защите суверенитета, уже заявил, что Гибралтар нуждается в большом количестве кораблей британского Королевского флота для противовеса активности Испании. А 20 ноября Пикардо вообще пообещал обстреливать испанские суда, стоит им появиться в территориальных водах Гибралтара.
Территория Гибралтара отошла к Великобритании в статусе «заморского владения» еще по Утрехтскому соглашению с Испанией от 1713 года. Впрочем, испанские власти традиционно подчеркивают свои права на Гибралтар, используя эту тему как важный пункт повестки дня, стимулирующий патриотические настроения внутри страны. Хотя сами около 30 тысяч гибралтарцев в 1967 и 2002 году на референдумах отвергли вариант перехода под управление Испании. И с приходом в конце декабря 2010 года на пост премьера главы правой Народной партии Мариано Рахоя подобные претензии участились. Дело в том, что кабинет Мариано Рахоя сегодня использует конфликт вокруг Гибралтара в качестве маневра, отвлекающего СМИ и избирателей от наболевших проблем. Потому как проблем на сегодняшний день накопилось через край. В первую очередь, речь о затяжном экономическом кризисе – Испания является одной из стран ЕС, сильнее других ощутившей спад в экономике, падение доходов простых испанцев и рост безработицы.
Но главная проблема – коррупционные скандалы вокруг нынешнего кабинета и правящей партии. В целом же, сегодня в Испании идет около 300 коррупционных расследований с обвинениями против политиков из всех партий, как правящей Народной партии и оппозиционной Испанской социал-демократической рабочей партии, так и политических структур регионального уровня. А постоянные уличные демонстрации против коррупции среди политиков и курса на «жесткую экономию» и ответные меры со стороны полиции и властей заставили испанскую и международную прессу говорить о наступлении на гражданские свободы. Испанцев откровенно бесит, что политики, который год призывающие к «затягиванию поясов» и аргументирующие курс на «жесткую экономию», на деле демонстрируют, что заявленная политика на них не распространяется, а в своей личной жизни живут на откровенно «нетрудовые доходы».
Вот и получается, что нынешний виток конфликта выступает для Народной партии и Совета Министров под руководством Мариано Рахоя в роли прямой иллюстрации знаменитой цитаты о «патриотизме как последнем прибежище негодяя».
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.