Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.12.2013 | Олег Громов
Одиночество Саудовской Аравии
Саудовская Аравия на этой неделе заявила о намерении сформировать политический блок на базе Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). На призыв Эр-Рияда, обращенный всем странам региона, уже откликнулся Бахрейн, однако остальные соседи ваххабитского королевства, в том числе близкие по политическому устройству «нефтяные монархии» Катар, ОАЭ, Кувейт и Оман, не спешат присоединяться к проекту, что рискует выставить заявление Эр-Риядом в прямом смысле как «глас вопиющего в пустыне».
На такого рода шаги Саудовскую Аравию подвигли изменения в раскладе сил на Ближнем Востоке, вызванные новой политикой Соединенных Штатов. Вашингтон пересмотрел свое отношение к арабскому миру и теперь пытается сгладить «острые углы», начерченные администрацией Джорджа Буша-младшего, начиная со вторжения в Афганистан и Ирак десятилетием ранее. В первую очередь, это привело к пересмотру ирано-американских отношений и позволило Вашингтону и Тегерану прийти к снижению напряженности по иранской ядерной программе. Нельзя не отметить, что эти изменения вызваны не столько принципиально новыми подходами Белого дома и, в частности, Государственного департамента, а финансово-экономическим кризисом «Pax Americana» («Американский мир» на латыни) и соответствующим сокращением ресурсов внешней политики Вашингтона. Ему теперь приходится пересматривать свои отношения со многими странами, в том числе со старыми противниками.
Так, в ситуации с Сирией, когда США не решились прибегнуть к силовому решению вопроса, как это было еще недавно в Ливии, Вашингтон продемонстрировал желание найти компромисс с «нерукопожатным» Башаром Асадом, а не «принудить его к миру», как это обычно делают великие державы по отношению к государствам регионального уровня. Аналогичные изменения произошли в подходах американцев к решению палестино-израильского конфликта, где вполне неожиданно США выступили за ускорение создания арабского государства на территории Палестины, что вызвало явное недовольство Тель-Авива и израильской диаспоры в США.
Администрация демократа Барака Обамы решила, что поддерживать исламистов и ваххабитов – не лучшая политика в регионе, который стоит на пороге тотальной войны и масштабных этнических чисток. Это привело к тому, что радикальные исламские группировки типа теперь однозначно заклеймены Вашингтоном в качестве врагов, которых неприемлемо использовать даже против других своих врагов. Именно по этой причине гражданская война в Сирии как попытка свергнуть Башара Асада фактически провалилась. Вместе с тем, Саудовская Аравия не приняла такой разворот в американской внешней политике и сохранила прежние приоритеты, а именно: сдерживание экспансии Ирана в Ираке, Леванте и на Аравийском полуострове. Кроме того, саудиты продолжают активно поддерживать антиасадовские силы в Сирии.
На фоне постепенного выхода Ирана из международной изоляции монархии Персидского залива опасаются, что режим аятолл снова перейдет к экономической и политической экспансии в Ираке и Бахрейне, где шиитская диаспора в 2011-2012 гг. чуть было не устроила государственный переворот, требуя расширения своих политических прав. Поэтому суннитское руководство Бахрейна, спасшееся за счет интервенции армии и полиции Саудовской Аравии, горячо поддержало идею оборонительного союза против Ирана.
Вместе с тем, остальные монархии Залива не торопятся «идти под крыло» семьи короля Абдаллы, поскольку опасаются потери своего суверенитета. Известно, что Саудовская разведка, которую долгие годы возглавлял напористый и талантливый принц Турки ибн Фейсал аль-Сауд, постоянно пытается поставить под контроль внутреннюю политику в соседнем Омане, ОАЭ, Катаре и Кувейте (который вообще воспринимается саудитами как «задний двор» их королевства). В этом смысле политическая инициатива Эр-Рияда должна быть подкреплена не только его амбициями, но и реальной демонстрацией иранской опасности, которая не всеми соседями Саудовской Аравии воспринимается в качестве критической угрозы.
Однако не стоит думать, что саудиты будут ждать положительного решения своих соседей. Они продолжат негласную войну с Ираном, в которой главным их союзником в нарушение религиозных установок, является Израиль. В итоге отстранение США от борьбы Саудовской Аравии против Ирана приведет к перераспределению сил в регионе и переходу противостояния в Сирии в тлеющий конфликт, а гражданской войны в Ираке – наоборот – в активное противостояние, поскольку именно там проходит главный фронт в борьбе суннитов против шиитов на Ближнем Востоке.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.