Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.01.2014 | Олег Громов
Украинская оппозиция определилась
На этой неделе лидеры украинской оппозиции Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок выразили желание поодиночке принять участие в первом туре президентских выборов, который должен состояться в марте 2015 года. Однако политики не исключили возможности согласования единого кандидата во втором туре голосования. Это может как сыграть на руку оппозиции, так и похоронить ее шансы на победу в 2015 году.
«Евромайдан» в Киеве после новогодних и рождественских праздников впал в «спячку». Попытки его лидеров мобилизовать демонстрантов на массовые митинг потерпели неудачу – вместо заявленных на 6-7 января от 30 до 100 тысяч человек (цифра постепенно уменьшалась в устах оппозиционных спикеров по мере приближения к самим «рождественским» митингам) на площади собралось от 2 до 4 тысяч человек. Праздничная атмосфера и снижение градуса противостояния с властями смогли сделать то, что оказалось не под силу проправительственным политическим силам и спецподразделению милиции «Беркут» - разогнать демонстрантов с центральной столичной площади, которую они занимают с конца ноября 2013 года.
По мере таяния надежд оппозиционеров на скорую победу, лидеры протестов и крупнейших политических партий страны начали готовиться к избирательной кампании 2015 года. После «московских договоренностей» президента Виктора Януковича стало ясно – глава государства не намерен идти на уступки оппозиции в вопросе собственной отставки, переформатирования правительства и роспуска парламента. Противостояние власти, получившей экономическую поддержку из Москвы, и оппозиции, идейно и организационно подпитываемой Евросоюзом, перешло в затяжную фазу. Общее состояние «затухания» и спокойствия нарушают отдельные информационные поводы типа избиения известных журналистов и политических активистов или пикеты у домов ключевых членов правительства и даже самого президента. Однако даже они не способны изменить общего политического «расслабления» после бурного сезона-2013, охватившего всю Украину.
Несмотря на то, что господа Кличко, Яценюк и Тягнибок заявили о том, что договорились о самостоятельных предвыборных кампаниях еще в мае прошлого года, споры о том, кому, как и под чьими флагами идти на президентские выборы продолжались буквально до последнего времени. Не случайно в декабре Виталий Кличко объявил, что готов баллотироваться в 2015 году, чем спровоцировал аналогичные заявления своих коллег – Яценюка и Тягнибока. Сложилось впечатление, что только такое публичное «выяснение отношений» заставило оппозиционеров забыть внутренние разногласия и выработать единую стратегию-2015 (или только продемонстрировать это).
На самом деле противоречия никуда не делись. Опросы поочередно дают преимущество во втором туре выборов, если бы они проходили в ближайшее время, то Арсению Яценюку, то Виталию Кличко, то даже радикальному националисту Олегу Тягнибоку, чьи избиратели в основном сосредоточены в трех западноукраинских областях – Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской (историческая область Галиция). Эта неопределенность подогревает амбиции каждого из трех лидеров оппозиционного лагеря, заставляя его думать, что «он все может и сам», то есть без помощи своих соратников-оппонентов.
Разногласиями умело пользуется администрация украинского президента, пытаясь время от времени интенсифицировать диалог то с одним, то с другим, то с третьим лидером протестующих. Так, эксперты еще с середины 2000-х годов утверждали, что партия «Свобода», возглавляемая Олегом Тягнибоком, финансируется и координируется Партией регионов, которая использует эту политическую силу для устрашения и мобилизации своего восточноукраинского электората, традиционно негативно относящегося к таким ярко выраженным представителями «бандеровского края». Получается наполовину комичная, наполовину трагичная ситуация – правящая партия провоцирует обострение общенациональной проблемы – раскола страны по берегам Днепра, - которую затем пытается в спешном порядке решить или хотя бы затушить.
Кроме того, окружение президента Виктора Януковича некоторое время назад хотело инкорпорировать перспективного партийного лидера Виталия Кличко, предоставив ему одну из значимых административных должностей, к примеру, в Киеве. Но бывший боксер, очевидно, рассчитывая на обширную зарубежную поддержку в период подготовки и проведения президентских выборов в следующем году, отказался от таких вариантов сотрудничества, продолжая двигаться по пути нового лидера всего бывшего «оранжевого» лагеря.
Однако украинские эксперты утверждают, что этим политикам гораздо проще договориться друг с другом и заранее распределить между собой посты президента, премьер-министра и спикера парламента в зависимости от степени своей популярности. Проблема лишь в том, что эта степень постоянно колеблется и ни один из новоявленных оппозиционных вождей не готов просто так отдать первенство «товарищу». Ситуация осложняется тем, что Конституция дает широкие полномочия президенту, делая его доминирующим игроком в рамках политической системы. То есть двое из оппозиционных лидеров могут получить заведомо слабые должности. В таком случае надо менять Конституцию уже сейчас, что невозможность сделать, пока Партия регионов контролирует парламент. Есть, правда, и еще один вариант – договориться о конституционной реформе параллельно с выборами президента, как это было в 2004 году, когда к такому же компромиссу пришли Виктор Ющенко и Виктор Янукович, тогда разменявший президентские амбиции на перспективу стать лидером оппозиции в конституционно усиленном парламенте.
Понимая все это, Партия регионов и администрация президента будут пытаться как можно больше усилить противоречия в оппозиции с тем, чтобы хотя бы один из этой тройки занял как минимум нейтральную позицию ближе ко второму туру выборов. Это может вызвать дезориентацию электората в самый ответственный момент. И только новый майдан тогда спасет оппозицию. Ведь у власти до сих пор не выработаны механизмы противостояния этому оружию украинской оппозиции.
Олег Горбунов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.