Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.09.2005 | Татьяна Становая
МАЙДАН ЗОВЕТ
8 сентября кризис политической системы в Украине достиг пикового состояния. Президент Украины Виктор Ющенко подписал указы об отставке председателя правительства Украины Юлии Тимошенко, секретаря Совета по национальной безопасности и обороне Петра Порошенко, а также ряда других чиновников. И.о. председателя правительства назначен глава Днепропетровской области Юрий Ехануров. Последние две недели политическая жизнь Украины находилась на грани кризиса. Первым ощутимым ударом по "оранжевой" коалиции стал конфликт вокруг Никопольского завода ферросплавов (НЗФ). В июне этого года было принято решение о пересмотре итогов приватизации, начался суд, причем представители государства официально настаивали на возвращение предприятия в госсобственность. Напомним, что НЗФ приобрели структуры, близкие к зятю Леонида Кучмы - Виктора Пинчука.
Однако между Юлией Тимошенко и Петром Порошенко развернулась борьба за контроль над предприятием со стороны близких к ним структур. Тимошенко отстаивала схему передачи прав собственности на НЗФ днепропетровской группе "Приват", считающуюся близкой к теперь уже бывшему премьеру. Петр Порошенко же, по данным СМИ, лоббировал интересы российских предпринимателей Александра Абрамова и Виктора Вексельберга, которым якобы Виктор Пинчук продал акции НЗФ. На предприятии начались массовые акции протеста со стороны рабочих, события сопровождались крайне резкой PR кампанией в СМИ. Все это и привело к первым политическим последствиям, ставшим поводом для молниеносного развития политического кризиса на Украине.
Именно в связи с этим конфликтом 2 сентября в Украине впервые прозвучали публичные обвинения Петра Порошенко в коррупции, что не могло не спровоцировать резкий рост напряженности в коалиции правящей элиты.
Сначала эти обвинения исходили от сторонников Юлии Тимошенко в Верховной Раде. Однако 4 сентября с резкой критикой на "окружение" президента обрушился неожиданно ушедший в отставку с поста госсекретаря Украины (аналог главы администрации президента в РФ) Александр Зинченко. Он обвинил в коррупции секретаря СНБО Петра Порошенко, первого помощника президента Александра Третьякова и лидера парламентской фракции "Наша Украина" Николая Мартыненко и призвал Виктора Ющенко отправить первых двух в отставку. По его словам, они "монополизировали" доступ к президенту и используют свое влияние на Ющенко, для того чтобы "прибрать к рукам весь бизнес на Украине".
Зинченко обвинил Порошенко в незаконном давлении на суд, "крышевании" взяточничества на таможне и рэкете в отношении украинского бизнеса. Затем он добавил, что если Виктор Ющенко не уволит Порошенко, то в Украине наступит контрреволюция. Такой "удар" по верхушке власти Украины Виктор Ющенко уже не заметить не мог, особенно учитывая, что его приход к власти проходил под знаком честности и борьбы с коррупцией.
Как впоследствии пояснил преемник Зинченко на посту госсекретаря Олег Рыбачук, для Виктора Ющенко отставка Зинченко оказалась полной неожиданностью. Рыбачук отметил, что "подача самого заявления была", однако между Ющенко и Зинченко существовала договоренность о том, что "мы это делаем публично после того, как Александр приносит президенту доказательства всех обвинений". Видимо это требование президента, не поверившего "на слово" своему госсекретарю", который к тому времени уже ориентировался на Тимошенко, и стало поводом для разочарования самого Зинченко, решившего, что кулуарными методами добиться ухода Порошенко не удастся.
Во вторник и среду президент Виктор Ющенко вел закрытые консультации со всеми ключевыми политическими фигурами: Петром Порошенко, Юлией Тимошенко, Владимиром Литвиным, генеральным прокурором Святославом Пискуном, министром иностранных дел Борисом Тарасюком, внутренних дел - Юрием Луценко, обороны - Анатолием Гриценко, членами СНБО. Сначала распространились слухи о том, что в отставку будет отправлено правительство Юлии Тимошенко. Однако затем эти слухи опровергла пресс-секретарь президента Украины Ирина Геращенко. Как стало известно, после совещания в среду вечером, было принято решение о реформировании силовых структур.
По данным СМИ, в среду вечером удалось достичь компромисса: Тимошенко сохраняет свой пост, но из правительства "тихо" уходит один из наиболее ярких ее сторонников вице-премьер Николай Томенко. Кроме того, в отставку должен был уйти и Петр Порошенко. По данным "Коммерсанта", соответствующее заявление он подал Ющенко ночью со среды на четверг, а сам президент должен был выступить с телеобращением к населению утром четверга. Конфликт на этом мог быть значительно смягчен: Порошенко сохранил бы свое уже неформальное влияние в системе власти, хотя и был бы лишен административных рычагов напрямую, Тимошенко была бы ослаблена отставкой Томенко, что устроило бы Порошенко.
Однако в четверг рано утром неожиданно для президента Томенко, написав заявление об уходе, провел "громкую пресс-конференцию, в которой вновь "разоблачил" окружение Виктора Ющенко. Именно это событие и стало причиной поворота в кризисе власти: президент принял решение уволить обоих конфликтующих политиков - и Тимошенко, и Порошенко.
Как заявил Виктор Ющенко в своем выступлении перед журналистами, он впервые публично признал наличие раскола в правящей элите и заявил, что больше не может быть арбитром и "нянькой" между ними. Он косвенно, не называя фамилий, раскритиковал Порошенко за его действия в отношении НЗФ, а Тимошенко - за нездоровый популизм и объявил об отставке обоих. И.о. премьер-министра был назначен Юрий Ехануров - сугубо техническая фигура, "хозяйственник", который совершенно не имеет собственных политических амбиций. Он, по всей видимости, должен будет руководить правительством до парламентских выборов. Поэтому новый кабинет, очевидно, будет без особых проблем одобрен Радой, не собирающейся брать на себя ответственность за правительственный кризис накануне зимы.
Теперь перед Виктором Ющенко стоят две проблемы.
Первая - политическая: сумеет ли он после отставки Тимошенко рассчитывать на создание вместе с ее блоком предвыборной коалиции и не получит ли он сильного оппозиционного конкурента, занимающего более выгодное положение, чем действующая власть? Ведь теперь Тимошенко сможет критиковать руководство страны с популистских позиций, используя антикоррупционные и антиолигархические лозунги. При этом она уже не будет нести ответственность за происходящее. Тимошенко также сможет отстаивать "истинные ценности" "оранжевой революции" и получит прекрасную возможность для обвинения действующей власти в предательстве интересов Майдана. При этом шансов на то, что она согласится вступить в коалицию с "Нашей Украиной" очень мало: во-первых, Порошенко, скорее всего сохранит свое влияние на власть, а значит будет и повод обвинять саму власть в "кучмизме". Во-вторых, большинство знаковых фигур из сторонников Юлии Тимошенко уже объявили "вотум недоверия" Ющенко: при такой позиции ей будет трудно держать "дверь открытой" в отношении президента. Сама Тимошенко заявила, что пойдет на выборы самостоятельно и апеллирует не только к "оранжевому" электорату, но и к сторонникам Виктора Януковича ("бело-голубым").
Вторая проблема - управленческая. Теперь Виктору Ющенко предстоит выстроить новую систему власти. Если раньше власть формировалась на коалиционной основе, в зависимости от "вклада" того или иного политика в победу "оранжевой революции", то сейчас Ющенко заинтересован скорее в исполнителях, то есть в фигурах, способных технократично выполнять свои обязанности и не "лезть в политику". И хотя Виктор Ющенко заявил 9 сентября, что намерен привлечь все политические силы, кроме СДПУ и коммунистов к формированию правительства, но в реальности речь скорее идет о том, что партии будут рекомендовать администраторов.
Кроме того, пресс-служба главы государства отмечает, что "были приняты решения о создании на базе этих фракций парламента политического совета, который будет работать на политической основе и будет проводить соответствующие встречи президента и руководителей политических партий украинского парламента раз в две-три недели". Виктор Ющенко предложил Верховной раде заключить "пакт о стабильности". Однако как показывает практика, подобные документы, имеющие исключительно рекомендательный характер, в наиболее сложные периоды не соблюдаются и в целом носят лишь имиджевый характер, призванный показать стремление президента как можно быстрее и конструктивнее выйти из кризиса. То есть предпринимается попытка разделить "управление" и "политику": первым будет заниматься правительство, состоящее по мере возможности из администраторов, вторым - политический совет.
Предстоящая избирательная кампания может способствовать как переформатированию украинского политического пространства, так и сглаживанию противоречий между различными регионами страны. Коалиции, которые выстраивают Ющенко и Тимошенко, будут носит "межрегиональный" характер, причем обе будут пытаться привлечь в свой состав и часть восточной элиты (лучшие шансы на успешную апелляцию к избирателям востока сейчас у Тимошенко). Любое правительство, которое будет создано по итогам выборов, неизбежно станет результатам компромисса (ни одна партия или коалиция не может рассчитывать на абсолютное большинство), а, следовательно, станет, хотя и в разной степени, учитывать интересы населения разных частей страны.
Судя по всему, в Украине к "оранжевой власти" добавится и "оранжевая оппозиция": первая будет заниматься борьбой с "наследием прежнего режима", а вторая - со злоупотреблениями действующей власти. При этом Ющенко обращается за поддержкой к различным политическим силам, которые не пошли за Тимошенко: от социалистов и центристов до умеренных националистов, входящих в блок "Наша Украина". В свою очередь, Тимошенко стремится консолидировать вокруг себя максимум возможных союзников и апеллирует к "восточному" электорату. В ближайшее время Украина получит как более слабое, с политической точки зрения, правительство, так и более сильную, с имиджевой точки зрения, оппозицию.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.