Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

24.01.2014 | Микаил Мамедов

Новая российская идеология: мысли вслух

Последнее время с экранов телевизоров и из уст самого президента нам часто говорят о том, что идеологией России должен стать консерватизм. Именно консерватизм, якобы, является традиционным защитником российских ценностей, призванным уберечь страну от новых потрясений и, что немаловажно, вторжения «чуждых» идеологий. Однако стоит отметить, что консерватизм родился на Западе - в начале девятнадцатого столетия в ответ на Великую Французскую Буржуазную Революцию.

Его идейными вдохновителями были такие видные мыслители, как известный британский политический деятель и философ Эдмунд Бёрк и австрийский дипломат и министр иностранных дел Климент фон Меттерних. При этом важно отметить, что консерватизм консерватизму рознь, также как понимание либерализма в одной стране отличается понимания в другой. В частности, в нынешней России, да и во многих бывших советских республиках, консерваторами часто называют людей, придерживающихся ностальгическо-коммунистической идеологии партий левой части спектра.

Между тем, основными идеями консерваторов в Европе в начале девятнадцатого века были идеи сохранения монархического строя, сословных привилегий и феодальных пережитков прошлого, существовавших тогда в Европе. Консерваторы противились развитию парламентских систем и капиталистических отношений. Так, выдающийся представитель консерватизма того времени, австриец фон Меттерних полагал, что «прогресс человеческого разума опережает прогресс в развитии человеческой мудрости». Эта его мысль, кстати, почему-то, понравилось некоторым моим студентам первокурсникам. Революции, по его мнению, оказываются подготовленными ложными системами ценностей и роковыми ошибками, из-за которых пали многие из самых прославленных правителей второй половины восемнадцатого века. Другой видный представитель Европейского консерватизма англичанин Эдмунд Бёрк как-то заметил, что для того, «чтобы обладать свободой, необходимо ее ограничить». Уверен, что для многих из современного российского истеблишмента эта идея весьма привлекательна. Однако следует учитывать, что Бёрк писал по следам Французской Революции и находился под сильным впечатлением от кровавого террора якобинской диктатуры. Для Бёрка королевская власть была священна и реформы должны были осуществляться поэтапно. Думаю, эта идея пришлась бы по душе многим современным разработчикам новой российской идеологии.

Сегодня в США консерваторы традиционно выступают за ограничение вмешательства государства в общественную и экономическую жизнь страны и частную жизнь граждан. Порой дело доходит до того, что некоторые американские граждане, придерживающиеся консервативных ценностей, обосновывают важность наличия у них оружия тем, что они должны быть готовы защититься в том случае, если государство захочет забрать у них детей. Кроме того, консерваторы видят в качестве рецепта борьбы с безработицей снижение налогов и поощрение частной инициативы. Они выступают за защиту традиционных семейных, религиозных (а именно иудейско-христианских) ценностей и часто выступают с откровенно русофобскими и исламофобскими идеями. Очевидно, что консерватизм в России понимается совсем по-иному. Необходимо отметить, что людей с более социально направленной политикой в США чаще называют либералами, а тех, кто ориентируется сугубо на рыночные механизмы и стремится ограничить роль государства, американцы считают консерваторами. В Европе, кстати, ситуация более приближена к российской – там сторонники чистого рынка также именуются либералами.

В девятнадцатом веке в России консерваторы стремились всеми силами к сохранению монархии в незыблемом виде, они защищали существовавшее крепостное право и монополию Русской Православной Церкви. В частности, нельзя не вспомнить Константина Победоносцева. Будучи не чуждым либеральных идей в молодости, Победоносцев с годами стал относиться ко всему западному и ко всем либеральным идеям крайне негативно. Он нелицеприятно отзывался о порядках в Западной Европе, называя демократию «великой ложью нашего времени». Всеобщие выборы, по его мнению, «рождают продажных политиканов и понижают нравственный ценности и умственный уровень управленческих слоев». Кстати, некоторым из современных обозревателей его идеи приходятся по душе. Так известный журналист Максим Шевченко предлагал и предлагает взять многие из идей Константина Петровича за основу современной российской идеологии. Победоносцев искренне верил в то, что «общие причины ослабления монархического начала - вторжение новых идей» (совершенно очевидно из Западной Европы). Однако идеи из Западной Европы стали проникать в Россию еще в семнадцатом веке, а в начале восемнадцатого века Петр Первый провел ряд кардинальных реформ, пытаясь вестернизировать российское государство, культуру и общество.

Будучи главой Синода, в 1880-1905 гг., Победоносцев всегда выделял особую роль Русской православной Церкви - она для него была основой государства. «Религия, и именно христианство, есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной культуры. Вот почему мы видим, что политические партии самые враждебные общественному порядку партии, радикально отрицающие государство, провозглашают впереди всего, что религия есть одно лишь личное, частное дело, один лишь личный и частный интерес», - писал Победоносцев. Однако необходимо отметить, что он всё-таки руководил Синодом в момент упадка Империи. Многие идеи Победоносцева напоминают идеи Бёрка и Меттерниха. По степени радикализма идей Николай Бердяев даже сравнивал этого мыслителя с В. Лениным, только с другим «знаком».

Сегодня в России всё чаще можно услышать предложения по частичному восстановлению особого статуса РПЦ в жизни общества и, в частности, в системе образования. Так, например, уже введен предмет «Основы православия» в средней школе (пока – на добровольной основе). Кроме того, обсуждается вариант закрепления в Конституции положения об особой роли РПЦ.

В США в некоторых южных штатах в государственных школах есть некоторые особенности в преподавании теории эволюции Чарльза Дарвина в средней школе – учебники, рассказывающие о теории естественного отбора продаются или выдаются ученикам с наклейками, на которых напечатано, что идеи Дарвина «так и не была до конца подтверждена и что Библия представляет собой очень важную альтернативную точку зрения на происхождение мира». Когда я приступил к своему обзорному курсу по истории Западной Цивилизации в Университете им. Джорджа Мэйсона (штат Вирджиния), я тоже начал его с происхождения человека, а после первой же лекции ко мне подошла одна студентка и поинтересовалась, насколько уверен я в правильности теории антропогенеза. Она даже принесла мне маленький буклет: «Слово пастыря». Россия сегодня также рискует переусердствовать в стремлении привить обществу консервативные ценности и скатиться к положению, когда альтернативные точки зрения воспринимаются в штыки.

Помимо этого серьезные опасения вызывает намечающийся тренд на дискредитацию декабристов. Так, 4 Ноября один из священнослужителей рассказывал Владимиру Путину о том, что декабристов спонсировали из-за рубежа и что они были связаны с польскими повстанцами и даже планировали дать Польше независимость. Речь церковного иерарха был показано, в частности, в передаче «Сегодня» на телеканале НТВ. Схожие обвинения в адрес декабристов прозвучали в видео-лекции Ольги Эдельман. Если изменение оценки движения декабристов будет продолжено, то это станет серьезным изменением в интерпретации российской истории, которое может иметь далеко идущие последствия, в частности, для детей, только приступающих к изучению курса истории в школах.

В принципе понятен смысл нападок на декабристов. Всё революционное и радикальное движение в России началось именно с них. Однако удивляет крайняя примитивность такого подхода. В частности, стоит напомнить, что декабристы действовали по принципу «не приведи Господь увидеть нам на Руси бунт, бессмысленный и беспощадный». Чего именно хотели декабристы - вопрос сложный потому, что программ было много. Были те, кто полагал, что Россия должна стать конституционной монархией, и были те, кто видел ее республикой. Декабристы были зрелыми людьми, прошедшими войну 1812 года и побывавшие в Европе. Им было обидно, что Император Александр даровал конституцию Польше, но не дал ее России и что народ, победивший в Отечественной Войне, остается в состоянии рабства, как видели крепостничество лучшие умы России. Участники декабрьского восстания принадлежали к российской имперской элите, обладали всеми материальными благами того времени: офицерскими и дворянскими чинами, поместьями, крепостными крестьянами, которых они готовы были освободить, и тем не менее, они пожертвовали всем этим во имя своих идей.

Для обоснования консерватизма многие российские идеологи используют положительные исторические фигуры, хотя корректность подобного подхода в отношении некоторых из них вызывает сомнения. Например, в конце 2013 года в передаче «Воскресный Вечер с В. Соловьевым» политолог Вячеслав Никонов назвал Пушкина консерватором. Думаю, Пушкин бы не согласился с такой оценкой. В своих стихах великий русский поэт прославлял свободу и мечтал о том времени, когда Россия «воспрянет ото сна и на обломках самовластия» будут написаны его имя и имена декабристов. Как же можно после этого назвать его консерватором?

Распад СССР образовал идеологический вакуум, и теперь все более очевидным становится стремление заполнить его хоть какой-то идеологий. Но, к сожалению, сегодня в России побеждает охранительное, сверхдержавное направление, официально именуемое консерватизмом, но очень избирательно заимствующее элементы настоящего консерватизма, имеющего место на его родине – в странах западной Европы и США. Российский консерватизм напоминает, скорее, реакционность, чем полноценную идеологию.

Микаил Мамедов – профессор Исторического факультета Университета им. Джорджа Мэйсона (Вирджиния, США)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net