Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.01.2014 | Сергей Слободчук
Украинская власть и оппозиция в ловушке силового сценария
Второй раунд переговоров между правящей администрацией и лидерами тремя партий парламентской оппозиции не привел к ощутимым результатам. Власть и оппозиция используют формат переговоров для «разведки боем» настроений противника, а не для выхода на пакет взаимных уступок в целях достижения компромисса. А в политической плоскости ситуация в Украине - это сказка про двух жадных медвежат, которые вцепились в кусок сыра и никак не могут его поделить.
Лидеры украинских партий, работающих в оппозиционной нише, поздно вечером в четверг выступили с трибуны Майдана, чтобы отчитаться об итогах переговоров между властью и оппозицией. Со стороны правящей администрации во встрече приняли участие президент Виктор Янукович, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Клюев, министр юстиции Елена Лукаш и советник президента по правовым вопросам Андрей Портнов. Украинскую оппозицию представляла неизменная троица в лице Арсения Яценюка (возглавил партию «Батькивщина» после «посадки» Юлии Тимошенко), Виталия Кличко («Украинский демократический альянс за реформы») и Олега Тягныбока (радикальная партия «Свобода»). По завершении трехчасовой встречи лидеры парламентской оппозиции поспешили на сцену Майдана Независимости, чтобы отчитаться перед протестующими и своими сторонниками. Несмотря на поздний час (около 23.00) центральная площадь Украины была полностью заполнена митингующими. Однако, с первых минут выступления оппозиционеров становилось ясно, что никаких подвижек добиться им не удалось. Впрочем, это было ожидаемо, ведь оппозиция не пошла, а прямо-таки бросилась на переговоры, чуть только из Администрации президента поманили пальцем.
Хотя еще до начала встречи оппозиционеры могли бы обеспечить себе стартовые позиции в ходе дебатов с Януковичем и его приближенными. Например, потребовать от президента и его администрации в качестве стартовых условий уволить министра внутренних дел Виталия Захарченко и секретаря СНБО Андрея Клюева, которых СМИ и сами оппозиционеры многократно называли главными виновниками кровавого разгона лагеря «Евромайдана» ранним утром 30 ноября. Или потребовать, чтобы власть проводила переговоры не только с «официальной» оппозицией, но и пригласила на встречу лидеров общественных организаций, поддержавших Майдан, полевых командиров, общественных лидеров. Не говоря уже об освобождении Юлии Тимошенко, о судьбе которой оппозиционеры забыли в последние дни.
Вместо этого, не успел петух три раза прокукарекать, как, демонстрируя чудеса последовательности и принципиальности, Яценюк & Co бросились на встречу с Януковичем, чтобы спустя 8 часов вернуться на Майдан ни с чем. О том, что переговорщики не пришли ни к чему, особенно хорошо чувствовалась в выступлении Арсения Яценюка. Понимая, что накопившейся энергии нужно дать выход, Яценюк призвал к расширению Майдана в сторону Грушевского и других центральных улиц Киева. Лидер партии «Батькивщина» заявил, что все они должны превратиться в лагерь протестующих. А главное, оппозиционеры дали чиновникам правящей администрации повод почувствовать превосходство: министр юстиции Елена Лукаш по итогам встречи высказала сожаление, что оппозиция не пожелала осудить действия правых радикалов.
И все же, несмотря на отсутствие подвижек по итогам двух раундов, переговоры между властью и оппозицией – несомненный плюс. В интересах правящей администрации и парламентской оппозиции – перевести ситуацию в политико-переговорную плоскость. Иначе, как показала практика последних дней, ситуация в Украине будет развиваться по радикальному сценарию, запущенному внешними игроками в своих интересах. Здесь важно сделать ремарку, что улица разве что терпит «официальных» оппозиционеров, но не подчиняется им. Притом, что в четверг ночью митингующие на Майдане отреагировали на выступление Кличко криками «Позор!», а когда лидер партии УДАР сошел с трибуны, взяв его за грудки, требовали конкретного плана действий вместо лозунгов, звучащих с трибуны уже два месяца. Не говоря уже о том, что боевики «Правого сектора» и других радикальных группировок просто не воспринимают Яценюка, Кличко и Тягныбока. Радикалы еще до начала переговоров заявили, что не станут принимать в них участие.
Но и представителям правящей администрации не следует расслабляться – им стоит как можно быстрее осознать, что игра в обороне для Януковича & Co означает проигрыш. Если внутренние войска и «Беркут» по-прежнему будут защищать подступы к Кабинету Министров и Верховной Раде, рано или поздно у солдат и спецназовцев могут сдать нервы. А если власть пойдет на силовую «зачистку» против нападающих и вплоть до разгрома лагеря на Майдане, неминуемы массовые бои с многочисленными жертвами с обеих сторон. В свою очередь, такое развитие событий развяжет руки представителям США, ЕС и международных структур, предоставив основания для объявления режима санкций против чиновников администрации Виктора Януковича, что на практике означает риск международной изоляции Украины. В арсенале Запада есть персональные санкции против тех, кто стоит за эскалацией конфликта в Украине, и ограничение экспортно-импортных операций с украинскими компаниями, которые контролируются политически значимыми лицами. Этим инструментарием могут пользоваться и США, и Евросоюз, и отдельные его члены.
Поведение нынешних украинских элит до боли напоминает расстановку сил накануне Октябрьской революции 1917 года. Власть и оппозиция сегодня похожи на тогдашних монархистов, октябристов, кадетов и прочих, которые формировали бесчисленные президиумы, делили квоты в правительстве, места в комитетах и всерьез считали, что эта кабинетная возня и есть настоящая повестка дня для всей России. А в результате власть в свои руки взяла наиболее радикальная и организованная сила в лице большевиков и левых эсеров. События 19 января 2014, когда радикальные группировки забрасывали кордоны внутренних войск и «Беркута» кирпичами и «коктейлями Молотова», показали, что радикалам не указ ни власть, ни оппозиция.
Поэтому ситуацию в Украине сейчас можно расценивать еще и как конкуренцию между собой двух сюжетов – радикального сценария (со столкновениями, кровопролитием и человеческими жертвами) и варианта политического урегулирования путем переговоров. И пока власть и оппозиция разыгрывают из себя сказочных медвежат, не могущих поделить кусочек сыра, есть риск, что победит радикальный сценарий. А это означает риск, что вскоре украинским элитам просто нечего будет делить.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.