Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

11.02.2014 | Алексей Рощин

Фактор Навального

В многочисленных комментариях по поводу раскола партии РПР-Парнас удивительным образом обходится самая главная причина произошедшего. Комментаторы почему-то сосредотачиваются на частностях – как ходил Рыжков к Путину и как там себя вел, ссорился Рыжков с Яшиным или не ссорился, возможен «конструктивный диалог с властью» или невозможен. Все это – досужие разговоры из давнего прошлого, когда оппозиция представляла собой пеструю «мешанину» равновеликих фигур, в основном «сбитых летчиков», меряющихся прошлыми заслугами и почти одинаково беспомощных с точки зрения влияния на электорат (который смотрел на оппозиционную «возню в песочнице» с плохо скрываемым раздражением).

Однако с тех пор многое изменилось. И главное – в политике появился «фактор Навального», а если точнее – в протестном движении возник и легитимизировался политик, доказавший на деле, что за ним действительно готовы идти тысячи и даже десятки тысяч «хомячков». Речь идет, конечно, о состоявшихся в прошлом году выборах столичного мэра – то есть, как-никак, человека, который «по должности» входит в пятерку высших должностных лиц в стране. Сам по себе факт участия в таких выборах – при том, что ранее власти старались всеми силами «отсекать» представителей оппозиции на самых ранних подступах – уже весьма существенно поднял реноме молодого, как его еще называют, «киберактивиста» Навального. Однако, как мы помним, в итоге Навальный еще и занял на тех выборах второе место, да еще получил голосов больше, чем все остальные участвовавшие в выборах оппозиционеры, вместе взятые.

Таким образом, с осени прошлого года «фактор Навального» в отечественной политике окончательно утвердился. И стал оказывать существенное влияние на поведение всех остальных «лидеров оппозиции». В частности вот – привел к расколу одну из ведущих оппозиционных партий.

Каким образом? Дело в том, что с появлением Навального «в кругу расчисленных светил» - видных оппозиционеров – появился новый и очень мощный «центр притяжения». Или «центр силы». Причем о «силе» мы здесь можем говорить в прямом смысле: Навальный едва ли не единственный из нынешних лидеров оппозиции, кто обладает собственной политической «пехотой» - то есть активными сторонниками, готовыми по слову лидера бесплатно или даже за собственные деньги выполнять различные агитационные и/или протестные действия, не останавливаясь даже перед возможным конфликтом с правоохранительными органами.

Собственная «пехота» - мечта и одновременно предмет зависти для любого оппозиционера, претендующего на электоральный успех; ведь, что греха таить, доселе большинство «лидеров оппозиции» оставались и остаются «генералами без войска».

Надо сказать, что сам Навальный прекрасно осознает свои преимущества перед «коллегами» по оппозиционному лагерю. И даже не постеснялся провозгласить – на финальном митинге, посвященном итогам московских выборов, где собралось как минимум 20 тысяч его сторонников – что, дескать, отныне не существует конфигурации «Навальный, Яблоко, КПРФ и все остальные через запятую», а есть Навальный и остальные, которые должны будут пристраиваться ему в кильватер.

Первым, спустя несколько месяцев после того митинга, взбесился Митрохин (думается, что жалкие 4% «яблочника» на московских выборах были сильнейшим ударом для его самолюбия, плюс «фирменная» для Яблока нелюбовь к каким бы то ни было союзам). В самых резких выражениях Митрохин объявил Навального едва ли не большей угрозой для всего демократического движения России, чем Путин, и призвал всех своих сторонников оказывать ему всяческое противодействие.

А затем, очевидно, настал черед Рыжкова. Реальная причина раскола «триумвирата» Немцов-Касьянов-Рыжков, стоявшего во главе РПР-Парнас – вопрос сотрудничества с Навальным. Рыжков, как, возможно, самый трезвомыслящий из всей троицы, четко осознал, что в данном вопросе «сотрудничать с Навальным» и «лечь под Навального» - практически синонимы.

С другой стороны, два старых политических лиса Немцов и Касьянов смотрели на дело иначе. «Генералам без войска» все же очень заманчиво воспользоваться «хомячками Навального», его фанатичной «пехотой» для собственного продвижения и возврата на политический Олимп. То, что сам Навальный отнюдь не сахарный пряник, они, безусловно, понимают – но, видимо, надеются его как-то в дальнейшем перехитрить – «и не таких видали».

Вопрос, стоявший перед РПР-Парнас, был действительно принципиальным. По сути, он сводился к следующему: «сдать» ли свою организацию под очередную мегапартию вождистского типа – или же продолжать пытаться создать политическую силу на идеологической, а не личностной основе?

Судя по сообщениям о случившемся «расколе», выбран был традиционный для России третий путь: «ни мира, ни войны, а армию распустить». Весьма вероятно, что по итогам ухода Рыжкова и РПР-Парнас прекратит существование, и новая партия Рыжкова «Республиканцы России» не будет зарегистрирована в обозримом будущем.

Партиям в России трудно нащупать идеологию, способную увлечь массы; что до личностей – то их и подавно не хватает.

Алексей Рощин – социолог, ведущий эксперт Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net