Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

18.02.2014 | Олег Громов

Иран угрожает войной

Неизвестная ранее исламисткая группировка «Джайш аль-Адль» (Jaish al-Adl) на днях напала на иранскую погранзаставу в точке соприкосновения трех границ – иранских, пакистанских и афганских. Похищены и удерживаются в заложниках пять иранских пограничников. Тегеран пригрозил Исламабаду и Кабулу войсковой операцией, если они не смогут быстро урегулировать сложившуюся ситуацию и вернуть домой захваченных иранских военнослужащих. Ситуация грозит масштабным конфликтом. И вновь здесь замешана «большая политика».

Нападавшие, по мнению экспертов, пришли с территории Пакистана, точнее, его западной, наименее заселенной и слабо развитой в экономическом плане провинции – Белуджистана. Здесь проживают кочевые племена, отличающиеся высокой религиозностью и малой лояльностью по отношению к Исламабаду. Провинция ранее не была известная как центр террористического подполья. Ее оттеняла так называемая «зона племен» - автономная от центра территория на северо-западе страны, одна из ключевых людских и ресурсных баз афганского движения «Талибан». По большей части отсюда совершали и продолжают совершать вылазки пакистанские террористы вместе со своими афганскими «коллегами». По этой причине едва ли «Джайш аль-Адль» является белуждистанской группировкой. Иранские власти справедливо усмотрели талибанский след в нападении на погранзаставу.

Однако Кабул не имеет реальных рычагов влияния на свои западные провинции, которые фактически контролируют талибы. Президент Хамид Карзай, которого не устраивает то сложное положение, в которое он теперь попал в отношениях с Тегераном, не может изменить ситуацию, так как слабо не имеет полного контроля над территорией страны.

Нет выгоды в этом нападении и для Пакистана, спецслужбы которого часто обвиняются в связях с радикальными исламистскими организациями и (в том числе и «Талибаном»). Исламабад заинтересован в развитии общих с Тегераном проектов, в частности в области газодобычи (в чем есть непосредственная заинтересованность для богатого газом Белуджистана). Кроме того, долгое время обсуждается возможность соединения двух стран газопроводом, который понесет «голубой поток» из Ирана и Белуджистана в пакистанские порты и дальше – в Китай, крайне заинтересованный в тесном и продуктивном сотрудничестве со странами Южной Азии в области топливно-энергетического комплекса.

Инцидент на границе бросает тень на эти радужные перспективы. Режим аятолл способен нанести военный удар по террористам, даже на территории другого государства или организовать против него нечто вроде партизанской войны или серии диверсий. Для этого Тегеран содержит специальный Корпус стражей исламской революции и «дружит» с шиитскими радикалами из ливанского движения «Хезболла», которые в Сирии доказали, что готовы эффективно бороться с суннитскими экстремистами.

Ответ Пакистана, являющегося ядерной державой, может быть незамедлительным и наносящим очень серьезный урон Ирану.

Долгое молчание Кабула и Исламабада, которые так и не выразили свое мнение по поводу того, кто и зачем совершил это нападение, говорит о том, что они сами толком не знают, что происходит у них на границе. Вероятно, стоит искать внешнего игрока, которому было бы выгодно поссорить державы Южной Азии. Таким внешним игроком могли бы быть США, Израиль или Саудовская Аравия. Вашингтону не выгодно укрепление сотрудничества между державами Южной Азии, в особенности перед выводом войск НАТО из Афганистана. Западу выгодно поддерживать состояние напряженности здесь и параллельно ослаблять позиции Китая, который старается нарастить военно-техническое и экономическое присутствие в регионе. Однако действия США выглядят нелогичными в контексте достигнутого «перемирия» между Вашингтоном и Тегераном по иранской ядерной программе в конце прошлого года. Зачем давать повод для конфликта, когда столько сделано для поиска компромисса?

Израиль же является игроком на Ближнем Востоке, который не прекратил попыток ослабить режим аятолл и отказался поддержать перемирие Запада с Ираном. Тель-Авив видит в Тегеране прямую военную угрозу. Некоторые эксперты утверждают, что для того, чтобы себя обезопасить израильские силовики пошли на сотрудничество с Саудовской Аравией – другим непримиримым противником Тегерана на Ближнем Востоке. Против Ирана сейчас «работают» многие международные террористические сети, боевики которых в Сирии непосредственно столкнулись с лояльными Тегерану шиитами из «Хезболлы». Таким образом, повод для мести есть, как и ее потенциальные спонсоры.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net