Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

20.02.2014 | Сергей Слободчук

Здравствуй, Ливия!

«Мир, как мы его знали, подходит к концу», - приходят в голову слова Бориса Гребенщикова при виде кровопролития в Украине. Но продолжить словами «Ну, и Бог с ним» просто язык не поворачивается. Ведь 26 погибших в ходе попытки силового разгона Майдана – это приговор, гласящий, что Украина закончилась как мирная и дружелюбная страна. Конечно, говорить, что побоище превратило Украину в «европейский Египет» или «Тунис», еще рано, но радикальный сценарий ведет именно по этой дороге.

Вечером 18 февраля представитель президента в парламенте Юрий Мирошниченко на прямой вопрос о возможной силовой «зачистке», честно глядя в телекамеру, ответил, что никакого силового варианта в ближайшее время не ожидается. Практически сразу после его слов, примерно в 20.00 милиционеры подогнали к баррикадам БТРы и водометы, и пошли на штурм баррикад, используя бронетранспортеры как таран. Но уже спустя два часа стало очевидно, что атака захлебнулась – боевики и митингующие отбили все попытки прорваться за баррикады, а также сожгли БТР и повредили водометы. По итогам ночных столкновений Министерство охраны здоровья официально заявило о 26 погибших с обеих сторон (по состоянию на утро 20 февраля – уже 28). К утру 19 февраля центральная площадь страны напоминала иллюстрацию к военной драме, где полыхали костры пожарищ, небо застилал дым от горящих покрышек, а «скорые» не успевали транспортировать раненых в госпиталь МВД и больницы.

Но главное, что ночной штурм Майдана выдернул чеку из гранаты, взорвавшей протесты по всей Украине, с особым акцентом на западных областях. Начиная со Львова, практически во всех областных центрах разгорелись штурмы областных и городских администраций, отделений МВД и управлений СБУ. «Мирные протестующие» в Черновцах выволокли в толпу губернатора Михаила Папиева, затем угрозами и тычками заставили написать заявление об отставке. А в Луцке «мирные демонстранты» сначала вызвали губернатора Александра Башкаленко на переговоры, а когда он вышел из здания администрации, схватили его и, что называется, «всем миром» начали избивать областного начальника и требовать от него встать на колени. Затем Башкаленко выволокли на сцену местного майдана, облили водой и приковали к сцене наручниками. Однако, не смотря на все «просьбы» боевиков и демонстрантов написать заявление об отставке, губернатор своей подписи под заявлением так и не поставил. В итоге, захватчики увезли его в неизвестном направлении. В еще одном областном центре, Хмельницком, боевики под прикрытием толпы демонстрантов попытались взять штурмом городское управление Службы безопасности Украины. Демонстранты попытались «мирно поджечь» здание, в ответ сотрудники СБУ полосонули толпу несколькими автоматными очередями, отправивших минимум одну женщину из числа митингующих в морг. Что касается Киева, то в ходе ночного штурма кто-то поджег Дом профсоюзов на Майдане, где размещался политический штаб протестов, кухня и штаб-квартира боевиков «Правый сектор». Поэтому на утро после штурма боевики и протестующие захватили соседние здания Главпочтамта, Сбербанка России и консерватории.

Каждой серии переговоров «президент Янукович – и.о. министра юстиции Елена Лукаш – глава Администрации президента Андрей Клюев – его первый зам Андре й Портнов» - «Арсений Яценюк – Виталий Кличко – Олег Тягныбок» предшествует «игра мускулами». Глава СБУ Александр Якименко в среду, 19 февраля, заявил, что «принял решение» о подготовке антитеррористической операции на территории Украины. А Министерство обороны заявило о готовности привлечь солдат Вооруженных сил к проведению контртеррористической акции под руководством СБУ. В свою очередь, оппозиционная тройка Яценюк-Кличко-Тягныбок записала силовые захваты госучреждений, отделов внутренних дел и СБУ в качестве своего преимущества на переговорах. Вечером 19 февраля стороны переговоров огласили договоренность о перемирии сроком на сутки. А уже в первые часы 20 февраля боевики пошли на штурм Деснянской районной администрации Киева, расположенной в «спальном районе» на левом берегу столицы. А боевики вместе с демонстрантами пошли в наступление и оттеснили внутренние войска и «Беркут» от Крещатика вверх по направлению к Кабинету Министров, Верховной Раде и Администрации президента, вернув контроль над Октябрьским дворцом и Украинским домом. Парламентская оппозиция сразу же обвинила власти в срыве перемирия. То есть, события четверга еще раз наглядно продемонстрировали, что в нынешней ситуации действует еще одна сила, которую не контролируют Яценюк-Кличко-Тягныбок и политические трибуны Майдана, и которая нацелена срывать все возможные попытки переговоров и компромисса между оппозицией и правящей администрацией. По состоянию на утро четверга, ряд СМИ сообщают, что в центр Киева стягивается военная техника, а также о переброске солдат Вооруженных сил из регионов в столицу.

Начиная с момента обретения независимости в 1991 году, Украина выгодно выделялась на фоне стран бывшего Союза именно своим дружелюбием и стремлением решать самые острые внутренние конфликты мирным путем. Если говорить о соседях, Россия пережила расстрел Верховного Совета в 1993 году и две войны в Чечне, между Азербайджаном и Арменией разгорелась война за Нагорный Карабах, соседняя Молдова до сих пор не выяснила до конца отношения с Приднестровьем etc. А вот Украину любые вооруженные конфликта, тем более, со стрельбой, кровопролитием и человеческими жертвами обходили стороной. Обходили сами или такое развитие событий намеренно пресекали политики и простые украинцы?

На самом деле, попытки насильственных конфликтов пресекались в первую очередь благодаря такой национальной черте как миролюбивый и неконфликтный характер большинства украинцев. А еще потому, что украинская политическая традиция не признавала силовые методы решения политических споров. И политик, давший санкцию на применение силы против протестующих или политических оппонентов, рисковал вычеркнуть себя из политического процесса, если не из нормальной жизни вообще. Трагедия нынешней ситуации в том, что, начиная со зверской «зачистки» акции Евромайдана 30 ноября, стороны противостояния несколько раз перешли этот Рубикон ненасилия, причем каждый последующий переход оказался кровопролитнее и жестче предыдущего. Удивительно, но протесты, начавшиеся под лозунгами приобщения Украины к «европейским ценностям» и «цивилизованной Европе», в один момент отбросили географически европейскую страну на уровень Ливии, Алжира, Туниса и других стран «арабской весны». Отныне политическая традиция Украины – это доказывать оппонентам свою правоту и агитировать за свои политические взгляды с помощью «коктейля Молотова», брусчатки и травматического оружия, ожидая в ответ получить пулю из снайперской винтовки или удар дубинкой «беркутовца». Что дальше? Просматриваются только варианты решения политических споров как в родоплеменном обществе, разве только, может быть, без поедания побежденного врага в финале. И, как ни жаль, но Украина «какой мы ее знали», закончилась.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net